Карта внутреннего финансового контроля военного лечебного учреждения. Структура и положение о контроле. Карта и методы внутреннего финансового контроля

Как организовать внутренний финансовый контроль

Карта внутреннего финансового контроля военного лечебного учреждения. Структура и положение о контроле. Карта и методы внутреннего финансового контроля

Требование организовать внутренний контроль хозяйственной деятельности сформулировано в ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и в п. 6 Инструкции № 157н. Финансовый контроль позволяет учреждениям эффективно использовать бюджетные средства, вести достоверный бухгалтерский учет и представлять в контролирующие органы корректную отчетность.

В первую очередь нужно оценить предстоящий объем работ и денежные ресурсы, необходимые для организации внутреннего финансового контроля.

Важно определить и количество задействованных сотрудников: один человек на все учреждение, ответственные работники в ключевых отделах (кадровая служба, экономический отдел, бухгалтерия), комиссия из компетентных сотрудников или даже выделенный отдел с полным спектром обязанностей и штатным расписанием. Многое в принятии решения зависит от масштаба учреждения и объемов хозяйственной деятельности.

Можно проводить несколько видов контроля:

  1. Предварительный контроль позволяет оценить правомерность и экономическую целесообразность планируемых операций. На этом этапе проверяют договоры, соотносят будущие затраты с планом финансово-хозяйственной деятельности и пр.
  2. С помощью текущего контроля учреждение отслеживает, как реализуются операции, насколько эффективно тратятся выделенные средства, анализирует качество ведения бюджетного учета, подготовки отчетности и пр.
  3. Последующий контроль подразумевает анализ документации, инвентаризацию, подготовку отчетов и иные контрольные мероприятия.

Первые два вида проходят внутри подразделений, этот контроль ложится на плечи работников согласно их трудовым функциям, а вот для последующего контроля должны быть выделены отдельные сотрудники — ревизионная группа или комиссия.

Оформить документы

Следующий шаг в организации внутреннего контроля — разработка и утверждение нормативных актов, которые определят порядок работы ревизионного отдела/группы, обозначат обязанности ответственных сотрудников. Если эти функции возложены на одного сотрудника, можно составить общее положение и внести дополнения в должностные инструкции.

Если контролирующие функции будут выполнять специалисты из разных подразделений, то в положения об этих отделах нужно внести соответствующие изменения, равно как и в должностные инструкции сотрудников. Если контроль будет вести отдельная группа/отдел, потребуется еще и положение об отделе внутреннего контроля.

В любом случае новые документы должны быть утверждены приказом руководителя учреждения и обязательно прописаны в учетной политике.

Обеспечивать стабильную работу системы контроля за финансами — обязанность главы учреждения. Не реже одного раза в год под его руководством должны проходить оценка и пересмотр системы внутреннего контроля. 

Составить план мероприятий

После подготовительных работ и определения ответственных наступает этап разработки плана мероприятий. Их удобно сгруппировать по направлениям, например:

  • денежные средства и бланки строгой отчетности;
  • банковские операции;
  • дебиторская и кредиторская задолженности;
  • фонд оплаты труда (в том числе премиальные выплаты, материальная помощь, компенсации);
  • товарно-материальные ценности (в том числе ГСМ, запчасти, основные средства и пр.);
  • бухгалтерский учет и отчетность.

По каждому из направлений разрабатываются и указываются формы и сроки проведения всех видов контроля, а также исполнители. План формируется на весь календарный год. Именно он станет отправной точкой для программы проверки, по которой будет действовать ревизионная комиссия.

Провести проверку

Последующий контроль учреждение может реализовать через проверки — плановые и внеплановые.

Для плановых проверок учреждение устанавливает периодичность самостоятельно, но не реже, чем это требует бюджетное (бухгалтерское) законодательство (п. 20 Инструкции № 157н, п. 1.5 Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 № 49).

На что смотрят в ходе плановой проверки:

  • соответствуют ли бухгалтерский учет и учетная политика требованиям актуального законодательства РФ;
  • насколько корректно отражены факты хозяйственной деятельности в учете;
  • насколько полно и правильно оформлены операции; 
  • своевременно ли проводится инвентаризация;
  • насколько полно и достоверно составлена бухгалтерская отчетность.

Потребность во внеплановой проверке возникает, когда появляется сигнал о нарушениях. В зависимости от сложности вопроса контрольная проверка может быть сплошной или выборочной.

Сплошная проводится, если нарушения отмечены в сфере кассовых и банковских операций, оплаты труда, подотчетных средств и пр.

Это трудоемкий процесс, он подразумевает детальное изучение всей совокупности первичной бухгалтерской документации и/или отчетной документации.

Выборочная проверка позволяет получить данные, основываясь на анализе небольшого числа документов. Сложность составляет сама выборка.

Для анализа ревизионная комиссия должна выделить несколько групп элементов (счета-фактуры, договоры, реестры, акты, выполненных работ и пр.

) с определенным временным интервалом за произвольный период времени. Главное требование — выборка должна быть репрезентативной.

Что проверяет ревизионная комиссия:

  • подлинность документов, качество их оформления, отражение первичных форм в бухгалтерском учете; 
  • соответствие данных в первичных документах и бухучете;
  • подлинность документов, представленных структурными подразделениями, и их корректное отражение в общем учете;
  • соответствие бухгалтерского учета и отчетности; 
  • правомерность хозяйственных операций, соответствие действующему законодательству, государственным нормативным актам и внутренним документам учреждения. 

Оформить результаты

Результаты разных видов контроля следует оформлять по-разному. Для описания недочетов, выявленных во время предварительного и/или текущего контроля, достаточно служебной записки на имя руководителя учреждения.

В нее можно включить рекомендации, как устранить нарушения и не допускать их впоследствии.

Если контроль осуществляют сами сотрудники, то в положении о внутреннем контроле стоит указать периодичность, с которой должна проводиться проверка по каждому из отделов.

А вот результаты последующего контроля комиссия фиксирует в отдельном акте и направляет его руководителю учреждения вместе с сопроводительной запиской. Документы должны подписать все члены комиссии.

В акте проверки обязательно должны быть зафиксированы:

  • согласованная с руководителем программа проверки; 
  • состояние участков бухгалтерского учета и отчетности (нефинансовых активов, безналичиных и наличных денежных средств, расчетов по авансам и пр.); 
  • использованные приемы и методы сбора и анализа информации; 
  • данные о соответствии финансово-хозяйственной деятельности учреждения требованиям текущего законодательства РФ;
  • выводы о проведении контроля, перечень выявленных нарушений;
  • перечень мер для устранения нарушений с указанием сроков и ответственных сотрудников, а также рекомендации, как не допускать подобных ошибок в будущем.

Виновники нарушений должны в срок, определенный положением о внутреннем контроле, представить в письменном виде свои объяснения руководителю. Основываясь на акте ревизионной комиссии, бухгалтер разрабатывает план мероприятий, который позволит устранить недочеты, с указанием сроков и ответственных лиц, а затем и отчитывается перед руководством учреждения о реализации плана.

Очень важно выстроить четкую, понятную и прозрачную систему внутреннего финансового контроля. Она состоит из множества элементов, затрагивает деятельность многих сотрудников и эффективна, только если работают все ее составляющие в комплексе.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1586

Справочник Бухгалтера

Карта внутреннего финансового контроля военного лечебного учреждения. Структура и положение о контроле. Карта и методы внутреннего финансового контроля

» Экономисту » Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении в 2018 году

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении в 2018 году

Вернуться назад на Финансовый контроль 2018

Внутренний финансовый контроль (ВФК) в учреждении поможет эффективно использовать бюджетные деньги, трудовые и материальные ресурсы. Задача ВФК – обнаружить ошибки, исправить и не допустить их в дальнейшем. В статье найдете готовые образцы Положения, карты и журнала внутреннего финансового контроля.

Все учреждения обязаны организовывать внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни (ч. 1 ст. 19 Закона № 402-ФЗ, п. 6 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Контроль должен охватывать те сделки, события и операции, которые влияют на финансовый результат или движение денежных средств. Чтобы организовать систему контроля, можно воспользоваться федеральными стандартами аудиторской деятельности.

Система контроля – процесс, который направлен на обеспечение уверенности в достижении целей с точки зрения надежности отчетности, эффективности и результативности хозопераций и соответствия деятельности организации нормативно-правовым актам.

При выборе конкретных процедур ВФК учитывайте требования и регламенты:

• государственного финконтроля;
• финконтроля вышестоящего ведомства.

Связано это с тем, что учредители (ГРБС, РБС) обязаны проверять подведомственные учреждения. Одновременно учреждения всех типов могут быть объектом государственного (муниципального) финансового контроля.

Мероприятия направлены:

• на соблюдение стандартов и процедур составления и исполнения бюджета по — расходам; • соблюдение стандартов бюджетной отчетности и бюджетного учета получателями бюджетных средств;

• подготовку и реализацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

Учреждение заинтересовано проводить самопроверку по тем же вопросам и теми же способами до того, как его начнет проверять вышестоящее ведомство.

Важно отметить, что вышестоящее ведомство не может заменить внутренний контроль, который учреждение организует своими силами.

Чтобы организовать систему внутреннего контроля, учитывайте требования:

• Бюджетного кодекса РФ; • Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; • Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; • Закона № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»; • приказа Минфина России № 157н «Об утверждении Единого плана счетов и Инструкции по его применению»; • Инструкции о порядке составления и представления бюджетной отчетности, утвержденной приказом Минфина России № 191н; • Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России № 33н; • Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России № 18н; • приказа Минфина России № 356 «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового контроля»;

• правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1092.

Для примера используйте стандарты осуществления внутреннего финансового контроля, которые разрабатывают в госорганах. Например, в органах Казначейства России стандарт утвержден приказом Казначейства России № 73.

Сначала нужно определить, кто будет проводить контроль. Выбор зависит от объема работ, организационной структуры и финансового положения учреждения.

Возможны варианты:

• создать отдельное структурное подразделение (отдел, службу, департамент); • распределить функции между сотрудниками или подразделениями; • сформировать комиссию для проведения проверок; • ввести в штат единицу ревизора или аудитора;

• привлечь внешнего аудитора на договорной основе.

Затем разработайте порядок осуществления внутреннего финансового контроля. Его оформляют отдельным разделом в учетной политике или утверждают локальным актом – положением о внутреннем финансовом контроле.

В порядке отразите:

• цели и задачи; • процедуры и методы (количество и сроки проведения ревизий); • субъекты (права, обязанности и состав) и объекты проверок; • ответственность лиц, которые допустили недостатки, искажения и нарушения;

• порядок, в котором оформляют результаты и устраняют нарушения.

В положение можно вносить любую информацию, в том числе план контрольных мероприятий внутреннего финансового контроля. Положение о внутреннем финансовом контроле согласуйте с ГРБС.

В рамках подготовки ВФК учреждение должно разработать карту внутреннего финансового контроля.

Это подготовительный документ, в котором указывают по каждой операции данные о должностном лице, ответственном за выполнение, сроках и периодичности операции, способа действий и других данных.

Карта ВФК охватывает все бюджетные процедуры, за результаты которых отвечает соответствующее подразделение.

Карту формируйте до начала очередного финансового года. Уточнение проводите:

• если руководитель главного администратора (администратора) и получателя бюджетных средств решил внести изменение в карты ВФК;
• скорректировали нормативно-правовые акты, которые регулируют бюджетные правоотношения, уточняют бюджетные процедуры.

Данные о недостатках и нарушениях при исполнении бюджетных процедур, сведения об источниках бюджетных рисков и о мерах по их устранению отражайте в журналах и отчетности о результатах ВФК.

По итогам мероприятия можно составить протокол внутренней проверки или написать служебную записку. К ней приложите перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если они были выявлены, а также рекомендации, как в дальнейшем не допускать ошибки.

Результаты обследования в ходе текущего контроля оформите в виде заключения, а результаты ревизии и проверки оформите – актом. Документы составьте в произвольной форме.

Сотрудники, которые допустили ошибки, искажения и нарушения, должны представить руководителю письменные объяснения.

В Журнале ВФК учреждения отражают:

• информацию о недостатках и нарушениях при исполнении бюджетных процедур; • данные о бюджетных рисках;

• предложения по их устранению.

В документе отражают результаты исследования правомерности финансово-хозяйственных операций и их качество, оказывающее непосредственное влияние на эффективное использование бюджетных средств.

Обязанности оформлять и хранить журнал ВФК лежат на подразделении, которое отвечает за выполнение бюджетных процедур. Заполняют на основании данных от проверяющих.

Форма документа может быть любой. В качестве примера можно использовать стандарт Казначейства России, утвержденный приказом № 475. Казначейство определило не только порядок применения, но и его бланк.

Документ можно оформлять как на бумажном носителе, так и в виде электронного документа. Электронный формат может быть использован для удобной группировки зарегистрированных нарушений по их типам, периодам или по другим критериям. С помощью программного обеспечения можно идентифицировать время каждой записи, защитить от несанкционированных изменений, проставлять отметки о нарушениях.

В пояснительных записках к годовой бухгалтерской отчетности (ф. 0503760) и бюджетной отчетности учреждения (ф.

0503160) необходимо заполнять таблицу № 5 «Сведения о результатах мероприятий внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля».

В указанной таблице нужно отразить информацию о результатах контрольных мероприятий, которые провели в отчетном периоде, а также меры для устранения нарушений.

Санкции за отсутствие системы контроля законодательством прямо не установлены. Однако финорган имеет право изучить и систему учреждения.

План контрольных мероприятий по внутреннему финансовому контролю

Ревизоры в своем предписании или в представлении по результатам проверки могут указать на нарушения в системе контроля. А за невыполнение предписания (представления) предусмотрена административная ответственность. Для должностных лиц штраф от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Внутренний контроль в учреждении

И.В. Артемова,
главный бухгалтер, консультант

Осуществлять внутренний контроль бухгалтерского учета – обязанность каждого учреждения. Для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) порядок такого контроля установлен нормативными правовыми актами, а получатели бюджетных средств, бюджетные и автономные учреждения должны установить порядок внутреннего контроля в рамках формирования учетной политики.

Внутренний контроль и учетная политика

Источник: https://1atc.ru/karta-vnutrennego-finansovogo-kontrolja/

Карта внутреннего финансового контроля отдела бюджетного учета и отчетности

Карта внутреннего финансового контроля военного лечебного учреждения. Структура и положение о контроле. Карта и методы внутреннего финансового контроля

Все документы связаны между собой.Пути осуществления Все организации находятся в разных ситуациях. В некоторых работает всего один человек, являющийся и учредителем, и директором, и бухгалтером, и менеджером по продажам и закупкам в одном лице.

В других, наоборот, огромный штат людей, каждый из которых занимается своим делом. В одном случае организации удобнее вести свои расчеты самостоятельно, в другом — у нее просто на это не хватает кадров.

Исходя из этого, у компаний есть два возможных выхода из ситуации, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

  • Самостоятельное ведение учета. Даже в организации с единственным работником есть возможность ведения учета самостоятельно. В этом случае бухгалтерией занимается сам директор. Это предполагает наличие у него знаний в сфере учета и отчетности, норм и положений по бухгалтерскому учету, делопроизводству и документообороту.

Формы отчетов внутреннего контроля на предприятии

Для этого контроль должен касаться следующих составляющих деловой деятельности:

  • полнота и достоверность информации, отраженной в бухгалтерском, налоговом и управленческом учетах, ее сопоставимость и преемственность;
  • деятельность предприятия в целом и степень отражения ее в учетных документах;
  • законность и эффективность использования денежных средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
  • надежность защиты коммерческих тайн;
  • отношение руководства организации к выявляемым недостаткам, скорость и подход к их исправлению;
  • оперативность передачи внутренней информации и отчетности к лицам, в должностные обязанности входит принятие управленческих решений.

Что такое карта внутреннего финансового контроля К осуществлению внутреннего контроля необходимо подходить системно.

Карта внутреннего финансового контроля: для чего нужна, образец заполнения

В процессе финансово-экономической деятельности организации осуществляют массу операций: производство товара, оказание услуг, расчеты с поставщиками и заказчиками, расчеты по налогам и сборам, другие операции, предусмотренные видами деятельности и законодательством. Обо всех этих операциях и их финансовых результатах организация должна отчитываться перед контролирующими органами, сдавать определенные отчеты в установленные сроки.

Для всего этого существует внутренний контроль, для удобства осуществления которого используется карта внутреннего финансового контроля. Этой теме и посвящена данная статья.

Положение о внутреннем финансовом контроле

Важно И.О. Самоконтроль Сплошной После формирования документов 6. Приобретение основных средств 6.1.

Формирование заявки на кассовый расход на выплату аванса в соответствии с условиями контракта Занимаемая должность — Ф.

И.О. Самоконтроль Сплошной После формирования документов 6.2.

Формирование заявки на кассовый расход для оплаты счетов в соответствии с требованиями контракта Занимаемая должность — Ф.

И.О. Самоконтроль Сплошной После формирования документов 7. Поступление и внутреннее перемещение основных средств 7.1.

Отражение в учете безвозмездно полученных объектов основных средств в соответствии с актом о приеме-передачи объектов нефинансовых активов Занимаемая должность — Ф. И.О. Самоконтроль Сплошной После формирования документов 7.2.

Отражение в учете поступлений на склад учреждения приобретенных в соответствии с контрактом объектов основных средств Занимаемая должность — Ф. И.О.

Ошибка 404

При его составлении следует учитывать несколько важных моментов, а именно:

  • актуальность разных типов, видов и форм проверок для определенной организации в конкретный момент деятельности;
  • периодичность и частота проверок, при которых организация будет работать наиболее продуктивно;
  • состояние организации, ее обеспеченность ресурсами, необходимыми для осуществления проверок (финансовыми, трудовыми, техническими, материальными, временными);
  • равномерное распределение нагрузки при проведении проверки на действующих контролеров, так как излишняя трудовая активность порождает усталость, а та в свою очередь влечет за собой ошибки, пропуск важной информации из вида и другие неприятные последствия.

Дополнительные требования к картам контроля госсектора Бюджетные операции для карты внутреннего финансового контроля — основа и повод для ее составления.

Осуществление внутреннего финансового контроля в учреждении

Скачать образец карты внутреннего финансового контроля Каковы особенности плана внутреннего финансового контроля в частной фирме? План как основной источник, фиксирующий последовательность мероприятий по внутрикорпоративному финансовому контролю, составляется, прежде всего, с учетом специфики бизнес-процессов, актуальных для конкретного предприятия. «Частный» план внутреннего финансового контроля может включать сведения о:

  • объектах финансовой проверки;
  • целях проверки;
  • периоде проведения финансового контроля,
  • проверяемом периоде деятельности фирмы;
  • проверяемых показателях;
  • сотрудниках фирмы, ответственных за реализацию мероприятий, которые предусмотрены планом.

В зависимости от задач, стоящих перед внутренними проверяющими структурами в частной компании, содержание плана может дополняться иными сведениями.

Самоконтроль Сплошной После формирования документов *Контроль по уровню подчиненности осуществляется начальником должностного лица, осуществляющего операцию, либо главным бухгалтером Учреждения Получить полный текст ** Самоконтроль осуществляется должностным лицом, осуществляющим операцию Директор ФГБУ ( ) Главный бухгалтер ФГБУ ( ) Дата ЖУРНАЛ учета нарушений (отклонений) по результатам внутреннего финансового контроля ФГБУ Дата обнаружения Операция, ФИО должностного лица, осуществляющего операцию Метод контроля Должностное лицо, осуществлявшее контроль Нарушение или недостаток (в т. ч. в количественном выражении) Причина нарушения Меры по устранению (предупреждению), корректирующие мероприятия Результат (факт устранения, наличие последствий) 27-05-2015 1.1.

Самоконтроль Сплошной После формирования документов 4.3. Формирование заявки на кассовый расход на перечисление алиментов Занимаемая должность — Ф.

И.О. Самоконтроль Сплошной После формирования документов 5. Расчёт и перечисление начислений на выплаты по заработной плате во внебюджетные социальные фонды 5.1.

Формирование заявки на кассовый расход в Фонд социального страхования Российской Федерации Занимаемая должность — Ф. И.О. Самоконтроль Сплошной После формирования документов 5.2.

Расчёт по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонд обязательного медицинского страхования Занимаемая должность — Ф. И.О. Самоконтроль Сплошной После формирования документов 5.3.
Формирование заявки на кассовый расход в Пенсионный фонд Российской Федерации Занимаемая должность — Ф.

Данные требования можно представить следующим списком:

  • прозрачные в понимании направления проверок;
  • отражение областей бизнеса, в которых проводятся проверки бюджетных операций;
  • подробное описание алгоритмов, с помощью которых проводится проверка;
  • четко установленные сроки проведения проверок, их соблюдение и подтверждение;
  • границы, в пределах которых осуществляются контрольные мероприятия.

Для некоторых организаций государственного сектора предусмотрены обязательные планы проверок, выпущенные на уровне ведомства. Именно им компании должны неукоснительно следовать.

Для того чтобы сделать процесс наиболее удобным, существует специальный документ — карта внутреннего финансового контроля. Если говорить простым языком — это план контрольных действий с указанием процедур и ответственных лиц (объектов и субъектов).

Внимание Процесс документирования внутреннего контроля содержит целый ряд взаимосвязанных форм и отчетов. При этом следует учесть, что карта внутреннего финансового контроля для некоторых организаций является обязательной к составлению, для других — просто удобный инструмент, используемый по желанию.

Министерством Финансов разработана унифицированная форма карты внутреннего финансового контроля казенного учреждения. Пример подобной формы приведен в данном материале. Обязательна она для организаций, применяющих в своей деятельности бюджетные средства.


То есть, казенные, государственные и муниципальные структуры.

Подробнее о некоторых примечательных нюансах плановых и внеплановых проверок вы можете узнать в статьях: Структура плана финансового контроля может сильно различаться при составлении его организациями с разным юридическим статусом, работающими в разных сферах, имеющими разные масштабы. Но есть ряд общих признаков, характеризующих большинство планов, о которых идет речь в данной статье.

А именно указание в документе:

  • срока актуальности плана, то есть периода проведения финансового контроля;
  • перечня основных контрольных мероприятий;
  • объектов проверки;
  • ответственных лиц.

В некоторых случаях дополнением к плану может быть карта внутреннего финансового контроля. Изучим ее особенности. Специфика карты внутреннего финансового контроля Такой источник, как карта внутреннего финансового контроля, используется, как правило, в государственных структурах.

Источник: http://aval48.ru/karta-vnutrennego-finansovogo-kontrolya-otdela-byudzhetnogo-ucheta-i-otchetnosti/

Карта внутреннего финансового контроля: для чего нужна, образец заполнения

Карта внутреннего финансового контроля военного лечебного учреждения. Структура и положение о контроле. Карта и методы внутреннего финансового контроля

В процессе финансово-экономической деятельности организации осуществляют массу операций: производство товара, оказание услуг, расчеты с поставщиками и заказчиками, расчеты по налогам и сборам, другие операции, предусмотренные видами деятельности и законодательством.

Обо всех этих операциях и их финансовых результатах организация должна отчитываться перед контролирующими органами, сдавать определенные отчеты в установленные сроки. Помимо отчетности перед налоговой службой и другими инстанциями, компании должны сообщать финансовые итоги своим акционерам и учредителям, компаньонам и даже некоторым дебиторам.

Необходима отчетность и для внутреннего использования. Для всего этого существует внутренний контроль, для удобства осуществления которого используется карта внутреннего финансового контроля. Этой теме и посвящена данная статья.

Из нее станет известно, что такое внутренний контроль, какой порядок его осуществления, а также для чего нужна карта внутреннего финансового контроля, ее составляющие, специфика и правила заполнения.

Что такое внутренний контроль

Внутренний контроль в организации осуществляется бухгалтерией либо самим директором, если организация маленькая и он взял роль главного бухгалтера на себя. Регламентирует порядок осуществления внутреннего финансового контроля Федеральный Закон №402 от 6 декабря 2011 года.

Носит название Закон – “О бухгалтерском учете”. О внутреннем контроле в нем говорится конкретно в 19 статье.

В ней описан ряд ключевых требований к осуществляемому учету, необходимость его ведения для всех без исключения организаций, а также санкции для организаций, эти требования невыполняющих.

Порядок осуществления внутреннего финансового контроля подразумевает исполнение нескольких принципов. Их соблюдение важно и для внутренних пользователей в организации, и для внешних проверяющих.

  • Достоверность. Вся документация и отчетность должны соответствовать в полной мере осуществленным операциям. Отражены должны быть все фактически совершенные процессы, с реальной суммой и сроками.
  • Полнота. Документы и отчетность должны содержать все данные, представляющие важность для заинтересованных лиц. Операции должны быть конкретизированы, при необходимости содержать разъясняющие комментарии.
  • Нейтральность. В документации и отчетности не должны быть указаны интересы каких-либо лиц.
  • Преемственность. Соблюдается иерархия документов и отчетов, последовательность отражения итоговых сумм, нарастающий итог за отчетные периоды. Все документы связаны между собой.

Пути осуществления

Все организации находятся в разных ситуациях. В некоторых работает всего один человек, являющийся и учредителем, и директором, и бухгалтером, и менеджером по продажам и закупкам в одном лице.

В других, наоборот, огромный штат людей, каждый из которых занимается своим делом. В одном случае организации удобнее вести свои расчеты самостоятельно, в другом – у нее просто на это не хватает кадров.

Исходя из этого, у компаний есть два возможных выхода из ситуации, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.

  • Самостоятельное ведение учета. Даже в организации с единственным работником есть возможность ведения учета самостоятельно. В этом случае бухгалтерией занимается сам директор. Это предполагает наличие у него знаний в сфере учета и отчетности, норм и положений по бухгалтерскому учету, делопроизводству и документообороту. На сегодняшний день есть онлайн-сервисы, которые очень сильно помогают в работе даже при наличии минимальных знаний в сфере. Можно взять в штат отдельного бухгалтера или даже целую бухгалтерию, в зависимости от нужд компании. В этом случае бухгалтеры устраиваются на работу в соответствии с требованиями Трудового Кодекса, им платится заработная плата и отчисления в специализированные фонды.
  • Договор с аудиторской или консалтинговой сторонней организацией. В этом случае все обязанности по ведению бухгалтерского учета ложатся на плечи специалистов сторонней компании. забота заказчика – вовремя оплачивать услуги. Не нужно искать кандидатов на должность бухгалтера, тестировать его и выбирать из массы соискателей, не нужно платить заработную плату и отчисления в социальные фонды. Но обычно цена консалтинговых услуг в разы выше, чем зарплата среднестатистического бухгалтера.

Субъекты и объекты внутреннего контроля

В процессе осуществления контроля можно выделить его субъекты и объекты. Субъекты – лица, осуществляющие действия, направленные на получение результата проверки, то есть собственники или должностные лица, на которых возложены данные обязательства. Существует несколько уровней субъектов:

  • первый уровень – собственники или участники организации, выступающие инициаторами проверки в силу необходимости или по собственному решению;
  • второй уровень – исполнители процесса контроля (члены проверяющей комиссии, либо сторонние аудиторы, на которых возложены данные обязательства в силу должности или договорных обязательств);
  • третий уровень – сотрудники, в должностные обязанности которых входит осуществление контрольных функций;
  • четвертый уровень – персонал, осуществляющий проверку из-за наступившей необходимости.

Объекты проверок – это предметы, на которые направлен контроль. В их качестве могут выступать ресурсы организации, системы охраны, кадры, финансовые результаты и другие составляющие экономической деятельности, вызывающие интерес у различных пользователей искомой информации.

Организация системы внутреннего контроля

Внутренний контроль обеспечивает информацией и уверенностью в организации сразу многих пользователей. Он должен быть устроен таким образом, чтобы удовлетворять интересы всех лиц, для которых важна информация о финансовом состоянии компании и ее положении на рынке. Для этого контроль должен касаться следующих составляющих деловой деятельности:

  • полнота и достоверность информации, отраженной в бухгалтерском, налоговом и управленческом учетах, ее сопоставимость и преемственность;
  • деятельность предприятия в целом и степень отражения ее в учетных документах;
  • законность и эффективность использования денежных средств, имеющихся в распоряжении предприятия;
  • надежность защиты коммерческих тайн;
  • отношение руководства организации к выявляемым недостаткам, скорость и подход к их исправлению;
  • оперативность передачи внутренней информации и отчетности к лицам, в должностные обязанности входит принятие управленческих решений.

Что такое карта внутреннего финансового контроля

К осуществлению внутреннего контроля необходимо подходить системно. Для того чтобы сделать процесс наиболее удобным, существует специальный документ – карта внутреннего финансового контроля.

Если говорить простым языком – это план контрольных действий с указанием процедур и ответственных лиц (объектов и субъектов). Процесс документирования внутреннего контроля содержит целый ряд взаимосвязанных форм и отчетов.

При этом следует учесть, что карта внутреннего финансового контроля для некоторых организаций является обязательной к составлению, для других – просто удобный инструмент, используемый по желанию.

Министерством Финансов разработана унифицированная форма карты внутреннего финансового контроля казенного учреждения. Пример подобной формы приведен в данном материале. Обязательна она для организаций, применяющих в своей деятельности бюджетные средства. То есть, казенные, государственные и муниципальные структуры.

Карта внутреннего финансового контроля на 2017 год: проверяемая информация

Во внутреннем контроле организаций, как коммерческого характера, так и государственного, важно затронуть все составляющие деловой деятельности. В картах внутреннего финансового контроля на 2017 год отражались следующие контрольные процедуры:

  • Сверка остатков, указанных в документации и числящихся на счетах баланса бухгалтерского учета. Рассматриваются кассовые книги, банковские выписки, акты сверки с контрагентами, отчеты кассира, складские отчеты, то есть первичная документация.
  • Сопоставление сумм, указанных в бухгалтерском балансе на начало года, годовом отчете за прошлый отчетный период, показатели Главной книги и суммы, отраженные в разделах бухгалтерского баланса на текущую дату.
  • Инвентаризация материально-производственных запасов, ценностей, имущества.
  • Контроль и сверка кредиторской и дебиторской задолженности.
  • Проверка правильности ведение документооборота, соответствие оформления документов требованиям законодательства, учетной политики организации, плану счетов, прочим нормативным актам, касающимся сферы деятельности.
  • Проверка наличия и правильного оформления первичной документации, на основании которой внесены данные в учет и отчетность.

карты внутреннего контроля

Порядок формирования карт внутреннего финансового контроля может различаться в компаниях в зависимости от правовой формы, особенностей работы, сферы деятельности. Но во всем разнообразии форм документа можно выделить реквизиты, общие дли них всех. Карта финансового контроля содержит следующую информацию:

  • наименование документа;
  • наименование организации, в которой принят и утвержден;
  • период времени, на который утверждена карта;
  • название объектов контроля;
  • должностное лицо, которое несет ответственность за совершенную операцию, другими словами – исполнитель;
  • должностное лицо, осуществляющее контроль за совершенными операциями – контролер;
  • метод, с помощью которого осуществляется контроль (например, проверка оформления документа, сверка данных при инвентаризации с фактическими показателями);
  • способ осуществления контроля (сплошной текущий контроль, сплошной последующий, выборочный текущий, выборочный последующий и другие);
  • периодичность, с которой проводятся контрольные действия (в процессе формирования, до утверждения, до передачи документа, после совершения операций);
  • наименование должности, дата составления карты внутреннего финансового контроля казенного учреждения, пример подписи, фамилия и инициалы контролера.

Что учитывается при разработке карты

Специфика карты внутреннего финансового контроля зависит от условий, в которых функционирует организация, ее формы собственности, ниши на рынке, обеспеченности трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами и многих других факторов.

Для государственных и муниципальных организаций установлены четкие образцы карт. Компании, принадлежащие частным лицам, могут разрабатывать данный документ самостоятельно для внутреннего пользования.

При его составлении следует учитывать несколько важных моментов, а именно:

  • актуальность разных типов, видов и форм проверок для определенной организации в конкретный момент деятельности;
  • периодичность и частота проверок, при которых организация будет работать наиболее продуктивно;
  • состояние организации, ее обеспеченность ресурсами, необходимыми для осуществления проверок (финансовыми, трудовыми, техническими, материальными, временными);
  • равномерное распределение нагрузки при проведении проверки на действующих контролеров, так как излишняя трудовая активность порождает усталость, а та в свою очередь влечет за собой ошибки, пропуск важной информации из вида и другие неприятные последствия.

Дополнительные требования к картам контроля госсектора

Бюджетные операции для карты внутреннего финансового контроля – основа и повод для ее составления. В государственном секторе без этого документа не обойтись.

Но если в коммерческих организациях к структуре карты можно подойти творчески и исходя из потребностей самой компании на данный момент времени, то с казенными предприятиями дело обстоит сложнее.

Перед тем как подписать приказ об утверждении карты внутреннего финансового контроля для организации муниципального или государственного характера, необходимо удостовериться, что выполнены все требования к ее структуре и составу. Данные требования можно представить следующим списком:

  • прозрачные в понимании направления проверок;
  • отражение областей бизнеса, в которых проводятся проверки бюджетных операций;
  • подробное описание алгоритмов, с помощью которых проводится проверка;
  • четко установленные сроки проведения проверок, их соблюдение и подтверждение;
  • границы, в пределах которых осуществляются контрольные мероприятия.

Для некоторых организаций государственного сектора предусмотрены обязательные планы проверок, выпущенные на уровне ведомства. Именно им компании должны неукоснительно следовать. Выпускаться эти инструкции могут на разных уровнях власти:

  • Федеральные документы, положения и письма, согласованные с Министерством Финансов Российской Федерации и обязательные для исполнения на всей территории РФ.
  • Региональные нормативно-правовые акты, положения, письма, постановления и требования, действующие на территории определенной области, округа или края. Для компаний, которые территориально располагаются в пределах этих границ, обязательны данные требования, предъявляемые и структуре карт внутреннего финансового контроля. Образец заполнения при выпуске таких документов согласовывается с Росфиннадзором.

Уклонение от требований к проверкам или невыполнение постановлений могут привести организацию к серьезным санкциям, предусмотренным Кодексами РФ в зависимости от тяжести финансового преступления.

Источник: https://FB.ru/article/368048/karta-vnutrennego-finansovogo-kontrolya-dlya-chego-nujna-obrazets-zapolneniya

Граждан вопрос
Добавить комментарий