Кодекс административного судопроизводства сроки подачи иска. Срок подачи административного иска по кас рф. Срок исковой давности по КАС

Статья 219. Срок обращения с административным исковым заявлением в суд

Кодекс административного судопроизводства сроки подачи иска. Срок подачи административного иска по кас рф. Срок исковой давности по КАС

1. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

2.

Административное исковое заявление об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об отрешении от должности главы муниципального образования, об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

3. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

4.

Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

5. Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

6. Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.

7. Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Фиксация административных правонарушений служит поводом для запуска процесса, нацеленного на привлечение нарушителя к ответственности. Однако, согласно кодексу об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП), правоохранительным органам отводится определенный период для взыскания задолженности с виновника, отсчитываемый от даты нарушения.

Что такое исковая давность

Срок давности по административным делам — время, по истечении которого нарушитель не может понести наказание за совершенные им правонарушения. Часто это происходит из-за умышленного затягивания судопроизводства либо слишком длительного выяснения обстоятельств, связанных с делом.

Административное правонарушение согласно определению рассматривается правоохранительными структурами как совершение деяний, противоречащих положениям КоАП РФ. Каждая статья кодекса предусматривает выделение четкого срока, в течение которого сохраняется право предъявить претензию.

Период давности

Законодательная база

Согласно правовой дисциплине в КоАП РФ указаны все деяния в сфере административного права, их подробное описание, субъект и объект нарушения, наказание, которое понесет гражданин в случае их совершения. По п. 1 ст. 4.

5 КоАП условное время, в течение которого можно привлечь нарушителя — 2 месяца. Если же уже началось судопроизводство, то согласно законодательству он увеличивается до 3 мес.

В различных нормативно-правовых актах могут быть указаны альтернативные условия.

Срок подачи правоохранителями административного искового заявления в суд определяется п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП.

При этом женщины, вынашивающие ребенка и/или воспитывающие детей возрастом до 14 лет, несовершеннолетние, лица с инвалидностью I или II группы, военнослужащие либо граждане, получившие предписание о прохождении военных сборов, не могут быть подвергнуты административному аресту либо выполнять исправительные работы.

Срок давности

Виды сроков исковой давности

Все сферы правовой дисциплины отличаются собственными сроками давности, притом они могут действовать как на федеративном уровне, так и в пределах отдельных областей согласно законодательным актам субъекта федерации. При этом период, в ходе которого можно начать процесс взыскания долга, является общим для всей России. В КоАП и в других подобных документах предусмотрены разные показатели:

  • стандартный – 2 месяца с момента совершения нарушения, либо 3 месяца если дело рассматривается в суде;
  • для правонарушений, связанных с защитой детских прав, нарушением правил противопожарной безопасности или авторского права и т.д. – 1 год с дня, в который было осуществлено противоправное деяние;
  • если гражданин нарушил статью КоАП, предусматривающую ответственность в виде дисквалификации, то отсчет ведется не с момента противоправного деяния, а со времени, когда оно было выявлено;
  • нарушение административных нормативно-правовых актов, приведенных в Таможенном Кодексе РФ, а также в некоторых других случаях, срок давности по допущенным административным нарушениям достигает двух лет, если же преступление связано с коррупцией, прекращение судебного преследования допускается лишь через 6 лет.

Источник: https://holdest.ru/srok-podachi-administrativnogo-iska-po-kas-rf/

Особенности административного судопроизводства: отличия, специфика | Правоведус

Кодекс административного судопроизводства сроки подачи иска. Срок подачи административного иска по кас рф. Срок исковой давности по КАС

Одним из главных вопросов, возникающих у сторон спора, является – когда спор следует считать административным? Ответ на этот вопрос прост – когда спор связан с деятельностью организаций, в том числе органов власти и физических лиц, имеющих властные полномочия, когда просматривается нарушение субъективных прав гражданина либо создание помех в их осуществлении. Отсюда вытекает и основная особенность судопроизводства по административным делам – необходимость обращения в судебный орган представлена намерением устранить существующую либо потенциально возможную преграду в осуществлении прав и законных интересов истца. 

Важно! Дела административного судопроизводства до 15 сентября 2015 г. рассматривались исключительно в рамках норм Гражданского процессуального кодекса РФ, в последующем был принят новый Кодекс и дела стали рассматриваться в порядке КАС РФ.

Судебное разбирательство по административному делу

Не секрет, что решение об удовлетворении требования административного истца либо в отказе таковых, принимается судом только после проведения судебного разбирательства, которое начинается после подачи административного иска и принятия его к производству. Именно в ходе судебного разбирательства сторонам предоставляется возможность объяснить свою позицию по делу, предоставить возражения или предпринять иные меры по доказыванию своей правовой позиции.

Сроки и решения в административном судопроизводстве

При правильной подготовке документов и подаче административного иска истцом суд обязан вынести одно из нижеследующих процессуальных решений: 

  1. О принятии иска к производству и подготовке дела к судебному разбирательству. Такое решение принимается судьей в течении 3-х дней с момента поступления ему иска, копии иска и необходимые приложения направляются ответчику для ознакомления.
  2. Об отказе в принятии иска. Такое решение выносится в форме мотивированного определения, на основании норм, установленных статьей 128 КАС РФ. Определение может быть обжаловано в частном порядке, повторная подача административного иска не допускается.
  3. Об оставлении искового заявления без движения в связи с необходимостью исправления недостатков, в частности касается документов, прилагаемых к иску и определении судебных расходов. Очень важно соблюдение сроков, установленных судьей для исправления недостатков, в противном случае иск будет возращен заявителю и считается не поданным. После исправления ошибок заявление принимается к производству и сроки по рассмотрению дела начинают течь с момента подачи иска первоначально.
  4. О возвращении иска заявителю. Как правило, такое решение принимается при несоблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при нарушении правил подсудности и прочие.

Срок рассмотрения административного дела не должен превышать 2-х месяцев с момента поступления искового заявления в суд.

В случае, если дело рассматривает Верховный суд, то срок рассмотрения не должен превышать 3-х месяцев.

Указанные сроки могут быть продлены не более чем на один месяц председателем суда, при этом истец не может воспользоваться правом на подачу заявления об ускорении рассмотрения дела в судебном процессе.

Порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу

Важно! При принятии административного иска к рассмотрению стороны и лица, участвующие в деле, обязательно извещаются о времени и месте судебного заседания повесткой либо другим способом, позволяющим зафиксировать факт того, что информация ими получена.

Судебный процесс по административным исковым заявлениям осуществляется, как правило, устно, исключением являются дела, рассматриваемые в порядке упрощенного производства.

При посещении суда участники должны иметь при себе документ, удостоверяющий личность (представитель – паспорт, оригинал доверенности на представление интересов и диплом о высшем юридическом образовании) и документы/их копии, которые не были приложены к иску, но которые лицо намеревается приобщить к делу.

Разбирательство в суде по административному делу всегда начинается с открытия судебного заседания, после чего проверяется явка лиц, участвующих в деле, им разъясняются их права. При наличии оснований для отвода судьи заявитель должен сообщить о них именно на этой стадии.

Поскольку свидетели должны быть удалены из зала суда до их допроса, при их присутствии в зале нужно подать ходатайство о вызове свидетеля после открытия судебного заседания. 

Важно! Выступать в суде, давать объяснение и обращаться с вопросом стороны могут только с разрешения судьи.

После доклада судьи о деле по существу заслушиваются стороны процесса – истец, ответчик и заинтересованные лица, которые могут задавать друг другу вопросы, равно как и судья.

Заслушав стороны, судебное разбирательство продолжается исследованием имеющихся доказательств по делу, в ходе которого стороны вправе давать пояснения при необходимости.

Следующая стадия судебного разбирательства – судебные прения, которые заключаются в выступлении истца и ответчика, при этом последняя реплика всегда принадлежит административному ответчику.

Важно отметить, что при судебных прениях уже нельзя ссылаться на доказательства, которые не были исследованы судом, однако закон позволяет судье при необходимости выявления определенных обстоятельств вынести определение о возобновлении рассмотрения дела по существу и вернуться к началу судебного разбирательства. По окончанию судебных прений суд удаляется в совещательную комнату, затем возвращается и оглашает решение суда по конкретному делу.

Отложение судебного разбирательства по административному делу

Обычный порядок осуществления судебного разбирательства по административному делу является наиболее оптимальным и часто встречающимся вариантом, поскольку представляет собой достаточно быстрый и эффективный способ защиты нарушенного права. Однако, в ряде случаев в ходе судебного заседания судьей может быть вынесено определение об отложении разбирательства по следующим основаниям: 

  • в силу необходимости осуществить другие процессуальные действия, например, назначить экспертизу или пригласить специалиста;
  • если одна из сторон подала ходатайство о предоставлении дополнительных доказательств по делу;
  • в случае, если судом было признана обязательная явка лица, которое отсутствует в судебном заседании, при условии, что это лицо было извещено надлежащим образом;
  • если, по мнению суда, данное административное дело не может быть рассмотрено в назначенном судебном заседании.

Во всех указанных выше случаях суд выносит определение об отложении судебного разбирательства и назначает дату и время нового судебного заседания, которое в следующий раз начинается сначала.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела о признании нормативно-правового акта недействующим

Исковое заявление о признании нормативно-правового акта недействующим может быть подано любым лицом, на которое он распространяется, а также чьи права затрагивает либо в отношении которого он был применен и в результате чего были нарушены права данного лица. 

Важно! Законодатель не устанавливает срок исковой давности по таким искам, то есть иск может быть подан в течении всего времени действия оспариваемого нормативно-правового акта. Также отметим, что проверка на соответствие Конституции РФ проводится исключительно в специальном порядке, следовательно, указанный вопрос в рамках КАС РФ рассматриваться не может.

По делам о признании недействующим нормативно-правового акта встречный иск не допускается, при этом участие в деле представителя считается обязательным, если только непосредственно истец не имеет высшего юридического образования. К административному иску по таким делам обязательно прикладываются: 

  • копия нормативно-правового акта;
  • реквизиты документа, которому приложенный акт противоречит;
  • указывается какие права уже нарушены или в сумме угроза их нарушения в будущем;
  • доказательства факта, что истец является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым нормативно правовым актом и другое, предусмотренное статьей 209 КАС РФ.

Важно! В ходе судебного разбирательства истец вправе ходатайствовать о применении только одной меры предварительной защиты, а именно: запретить применение данного правового акта или отдельных его положений в отношении иска по административному делу.

Срок рассмотрения исков по указанным делам составляет 2 месяца со дня подачи заявления, либо 3 месяца, если дело подсудно ВС РФ. В деле обязательно участие прокурора, который будет являться субъектом обжалования судебного решения.

Более того, поскольку суд не связан доводами истца и обязан самостоятельно проверить законность правового акта, он может признать обязательной явку представителя органа власти, что означает невозможность применения упрощенной системы судопроизводства.

При этом на административного ответчика возлагается обязанность доказать наличие полномочий на принятие правового акта, соблюдение его вида и формы, процедуры принятия, а также опубликование и регистрации. 

Важно! В административном судопроизводстве по вопросам оспаривания правовых актов недопустимо заключение соглашений либо прекращения дела в связи с отказом от иска, признания этого иска ответчиком, утраты его силы или его отмены в период рассмотрения административного дела.

Особенности судопроизводства при рассмотрении административного дела об оспаривании решений органа власти, действий должностного лица

В отличие от обсуждения возможностей подачи иска о признании недействующим правовых актов иск об оспаривании решений органа власти может быть подан только тем лицом, чьи права он непосредственно затрагивает. При этом до обращения в суд такое лицо вправе обратиться непосредственно к вышестоящему должностному лицу для урегулирования спора.

Административный иск по таким делам может быть подан в течение 3-х месяцев с момента, когда стало известно о нарушении прав истца, а на действия судебных приставов – в течении 10 дней. Если срок был пропущен, суд рассмотрит причины этого, в том числе уважительной причиной будет являться, если в досудебном порядке жалоба заявителя была рассмотрена несвоевременно.

В случае, если причина пропуска признается судом неуважительной, в удовлетворении требований истца будет отказано. В качестве меры предварительной защиты применяется – приостановление действий решения в той части, которая относится к истцу, воздержания от совершения оспариваемого действия.

На ответчика возлагается доказывание законности решения, в частности, наличие на это полномочий и соблюдение процедуры вынесения решений. Административное дело об оспаривании решений органа власти должно быть рассмотрено в суде в течение 1 месяца со дня подачи иска, если иск подан на судебного пристава-исполнителя, то в течении 10 дней.

В ходе рассмотрения дела суд не может быть связан доводами и требованиями иска, он проверяет законность оспариваемого решения или действия в полном объеме.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/administrative/osobennosti-administrativnogo-sudoproizvodstva/

Дайте, пожалуйста, разъяснение по применению срока подачи административного иска. Срок подачи административного иска по кас рф

Кодекс административного судопроизводства сроки подачи иска. Срок подачи административного иска по кас рф. Срок исковой давности по КАС

» Защита вещных прав » Дайте, пожалуйста, разъяснение по применению срока подачи административного иска. Срок подачи административного иска по кас рф

Российским законодательством предусмотрены специальные требования, которые касаются оформления административного искового заявления и его подачи в суд. В нашей статье мы подробно расскажем о том, как подготовить грамотный иск по административному делу, куда его следует подать и когда он будет рассмотрен.

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений.

В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков.

Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны:

  • наименование судебного органа, куда подается документ;
  • полные данные истца:
    • наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации – если истцом является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения – если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
    • наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
  • полные данные ответчика:
    • наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) – если ответчиком является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения – если ответчиком является физическое лицо;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);
  • информация о том, какие права и законные интересы истца были нарушены или о причинах, которые могут повлечь собой их нарушение;
  • требования истца к административному ответчику, с изложением оснований и доводов истца, обосновывающих эти требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при том, что данный порядок установлен законодательством;
  • если подавалась жалоба в порядке подчиненности, сообщить сведения о ее подаче и результатах;
  • другие сведения, предусмотренные отдельными категориями административных дел;
  • полный перечень документов, которые прилагаются к административному исковому заявлению.

Административный иск об оспаривании решения органа власти

Как правило, подача искового заявления об оспаривании решения органа власти предшествует обращению истца в этот орган и получению официального отказа или не получению ответа в установленный срок. К органам власти, действия которых подлежат оспаривание в судебном порядке, относятся органы власти РФ, краевые, республиканские и областные органы власти, а также органы власти муниципалитета.

Важно! Большинство исковых заявлений по административным делам связаны именно с оспариванием решений органов власти. Здесь стоит отметить одну особенность – при их составлении можно воспользоваться правом заявить ходатайство о применении мер предварительной защиты, и таким образом приостановить действие решения или иное (глава 7 КАС РФ).

Административный иск на действия должностного лица

Обращение в суд с административным иском на действия должностных лиц позволит защитить нарушенные права в рамках решения проблемы с оформлением или получением необходимых документов.

Исковое заявление в суд может подать любой гражданин или организация при нарушении или присутствии препятствий для реализации их прав.

Иск на действия должностных лиц подается в порядке, предусмотренным главой 22 КАС РФ.

Административный иск на действия судебного пристава-исполнителя

Исковое заявление на действия судебного пристава-исполнителя подается, когда исполнение судебного постановления излишне затягивается либо судебный пристав совершает действия, способствующие нарушению прав заявителя.

Стоит отметить, что данную возможность нередко используют с целью затянуть исполнение судебного постановления.

Иск на действия судебных приставов-исполнителей может подать любое физическое или юридическое лицо, чьи права были нарушены.

Подача иска по административным делам в суд

Перед подачей административного иска в суд истцу следует точно определить перечень прилагаемых документов. Так, помимо оригинала квитанции об уплате государственной пошлины (размер госпошлины определяется в соответствии с правилами Налогового кодекса РФ), копии искового заявления и всех материалов дела для вручения ответчику, к исковому заявлению следует приложить:

  • копия правового акта, решения органа власти, вследствие появления которых были нарушены права истца или доказательства невозможности получения такого решения;
  • документ, подтверждающий соблюдение досудебного порядка урегулирования спора по делам, где это обязательно;
  • доказательства, которые истец предоставляет в подтверждение своих доводов.

Если в деле участвует представитель, он обязан иметь высшее юридическое образование, что подтверждается копией диплома.

Представитель участвует в деле по нотариальной доверенности либо по письменному ходатайству лица при условии, что последний тоже присутствует на слушании.

Исковое заявление по административному делу можно подать лично/через представителя или посредством почтовой связи. Как и в случае с гражданским судопроизводством, судья, получивший иск, должен вынести одно из следующих решений:

  • принять иск к производству;
  • оставить иск без движения;
  • отказать в принятии иска;
  • вернуть иск заявителю.

Основания для принятия соответствующего решения регламентируются статьями 127, 128, 129, 130 Кодекса административного судопроизводства РФ. Также, при составлении административного иска рекомендуем ознакомиться с нормами статей главы 21-31 КАС РФ, которые регламентируют отдельные ситуации в обсуждаемой теме.

Важно! Кроме всего вышесказанного следует отметить, что административное судопроизводство имеет такую особенность, как невозможность подачи встречного иска ответчиком. Так, например, при оспаривании нормативных актов либо обжаловании решений органов власти подача встречного иска не допускается!

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Источник: https://www.sherbakova.ru/protection-of-property-rights/daite-pozhaluista-razyasnenie-po-primeneniyu-sroka-podachi-administrativnogo-iska-srok-podachi-admini.html

Каков срок исковой давности по административным делам?

Кодекс административного судопроизводства сроки подачи иска. Срок подачи административного иска по кас рф. Срок исковой давности по КАС

Срок исковой давности по КАС РФ: основные сведения

Исковая давность для отдельных категорий исков: иски о признании нормативных актов недействующими

Исковая давность при защите избирательных прав

Исковая давность при оспаривании кадастровой стоимости

Срок исковой давности о взыскании обязательных платежей и санкций

Исковая давность при подаче прочих исковых требований по КАС РФ

Принятие административного искового заявления судом по прошествии срока исковой давности

Сроки обжалования судебных решений по КАС РФ в разных инстанциях

Срок исковой давности по КАС РФ: основные сведения 

Общий срок для подачи административного искового заявления (далее — АИЗ) определен п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее — КАС РФ) и составляет 3 месяца. Началом исчисления такого срока является момент, когда субъекту стало известно о несоблюдении его прав и законных интересов.

Законом могут быть регламентированы сроки для подачи АИЗ в суд, отличные от указанного выше. Например:

  • 10 дней с даты издания соответствующего нормативного акта — на представление АИЗ об оспаривании правового акта высшего должностного лица субъекта РФ об отрешении от должности главы муниципального образования (далее — МО), об обжаловании решения представительного органа МО (п. 2 ст. 219 КАС РФ);
  • 10 дней с момента, как субъекту стало известно о несоблюдении его прав и законных интересов, — на представление АИЗ об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя или об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исп. власти субъекта РФ, органа МСО по проблемам, связанным с организацией публичного мероприятия, и др. 

Ниже мы рассмотрим также сроки исковой давности по отдельным видам административных исков. 

Исковая давность для отдельных категорий исков: иски о признании нормативных актов недействующими

Срок исковой давности по административным делам о признании нормативного акта недействующим (как полностью, так и в части) определенно не установлен, однако указывается, что соответствующее АИЗ может быть подано в суд в течение всего срока действия спорного нормативного акта (п. 6 ст. 208 КАС РФ).

АИЗ о признании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа МО может быть представлено в течение 10 дней с момента принятия такого закона (п. 7 той же нормы).

При этом указывается, что:

  • не может быть принято АИЗ, содержащее указанные выше требования, если оспариваемый нормативный акт или его соответствующие положения к моменту представления АИЗ прекратили свое действие (п. 1 ст. 210 КАС РФ);
  • указанное АИЗ подлежит возвращению, если спорный нормативный акт или его соответствующие положения к моменту представления АИЗ еще не вступили в законную силу (п. 2 той же нормы, см. также статью «Возвращение административного искового заявления»).

Исковая давность при защите избирательных прав 

По общему правилу АИЗ с требованиями о защите избирательных прав и права на участие в референдуме может быть представлено в течение 3 месяцев с момента, когда гражданин узнал или должен был узнать о том, что его указанные права были нарушены (п. 1 ст. 240 КАС РФ).

Вместе с тем по данному виду АИЗ в некоторых случаях сроки могут быть иными. Например, срок представления АИЗ составляет:

  • 10 дней с момента принятия решения об итогах ания, если оспаривается решение избирательной комиссии об итогах ания или референдума;
  • 3 месяца с момента официального опубликования итогов ания или референдума, если оспаривается результат такого ания или референдума;
  • не менее 8 дней до начала ания, если оспаривается регистрация определенного кандидата на выборах, и др. 

Большинство из указанных сроков исковой давности при их пропуске не могут быть восстановлены (п. 7 ст. 240 КАС РФ). При этом причины их пропуска правового значения не имеют.

Исковая давность при оспаривании кадастровой стоимости 

АИЗ об определении кадастровой стоимости может быть представлено в срок не позднее 5 лет с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) спорных параметров при условии, что на момент подачи такого АИЗ в ГКН еще не внесены (п. 3 ст. 245 КАС РФ):

  • результаты оценки кад. стоимости, полученные при осуществлении очередной государственной кадастровой оценки;
  • сведения, связанные с переменой качественных или количественных параметров объекта недвижимости, повлекшие увеличение/уменьшение его кад. стоимости. 

Итоги расчета кад. стоимости земельного участка могут быть оспорены через суд путем представления требований:

  • об установлении в отношении земельного участка его рыночной стоимости или изменении его кад. стоимости в связи с выявлением недостоверных сведений об оцениваемом объекте, примененных при исчислении его кадастровой стоимости (подлежат рассмотрению по правилам гл. 25 КАС РФ);
  • обжаловании решения или действий/бездействия комиссии (подлежат рассмотрению по правилам гл. 22 и 25 КАС РФ). 

Срок исковой давности о взыскании обязательных платежей и санкций 

АИЗ о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано не позже 6 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об их уплате (п. 2 ст. 286 КАС РФ).

Однако при этом необходимо учесть также особенности, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ):

  • если в течение 3 лет с момента окончания срока исполнения самого первого требования об уплате обязательных платежей и санкций сумма общей задолженности физлица по налогам, сборам (с учетом санкций) составила более 3 тыс. руб., то налоговый орган правомочен обратиться в суд с иском о взыскании задолженности в течение 6 месяцев с того момента, как общий размер долга достиг указанной суммы в 3 тыс. руб.;
  • если в течение этих 3 лет сумма долга с учетом санкций не превысила 3 тыс. руб., надзорный орган правомочен обратиться с иском об их взыскании в суд в течение 6 месяцев с момента окончания указанного 3-летнего срока (п. 3 ст. 48 НК РФ). 

Исковая давность при подаче прочих исковых требований по КАС РФ 

Рассмотреть все нюансы сроков исковой давности по КАС РФ в рамках одной статьи не представляется возможным, поэтому приведем ниже единым списком общие правила определения сроков по прочим видам АИЗ:

  • АИЗ о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок подается до истечения 6 месяцев с момента обретения юридической силы последним нормативным актом, изданным с указанным нарушением (п. 2 ст. 250 КАС РФ);
  • АИЗ о размещении лица с иностранным гражданством, подлежащего депортации или реадмиссии, в спецучреждении, — в течение 48 часов с момента его размещения в таком спецучреждении по решению уполномоченного лица (п. 1 ст. 267 КАС РФ);
  • АИЗ об установлении административного надзора в отношении лиц, освобождающихся из мест лишения свободы, — не позднее чем за 2 месяца до их освобождения, в отношении лиц, отбывающих наказание в форме ограничения свободы, — не позднее чем за 1 месяц до окончания срока наказания (пп. 7–8 ст. 270 КАС РФ);
  • АИЗ о помещении гражданина в медучреждение, оказывающее психиатрическую помощь, в недобровольном порядке — не позднее 48 часов с момента, когда были выявлены обстоятельства, требующие помещения данного гражданина в такое учреждение (п. 2 ст. 276 КАС РФ). 

Принятие административного искового заявления судом по прошествии срока исковой давности 

По общему принципу истечение регламентированного законом или судом срока исковой давности по административным делам не выступает основанием для отказа судом в принятии такого АИЗ: все обстоятельства пропуска срока должны быть озвучены в суде и оценены надлежащим образом (п. 5 ст. 219 КАС РФ).

При наличии уважительных причин суд правомочен восстановить истекший срок представления АИЗ, кроме тех случаев, когда такой срок не может быть восстановлен по прямому предписанию закона.

Пропуск срока обращения с АИЗ при отсутствии объективных оснований, а также невозможность его восстановления (в т. ч. при наличии уважительной причины) выступает основанием для отказа в удовлетворении АИЗ (п. 8 ст. 219 КАС РФ). 

ВАЖНО! В силу п. 1 ст. 94 КАС РФ право на исполнение процессуальных действий утрачивается с истечением регламентированного КАС РФ или назначенного судом процессуального срока. Поэтому, например, пропуск срока на оспаривание действий/ бездействия уполномоченного органа публичной власти или изданного им акта является отдельным основанием для отказа в удовлетворении АИЗ. 

В случае выявления факта пропуска срока подачи АИЗ без объективной причины суд выносит решение отказать в удовлетворении АИЗ без исследования прочих фактических обстоятельств по административному делу.

Соответственно, установив, что срок на обжалование пропущен, суд не должен проводить исследование фактических обстоятельств дела и рассматривать материально-правовые основания представленных истцом требований (например, решение Прилузского райсуда Респ. Коми от 26.11.2015 по делу № 2а-436/15).

Сроки обжалования судебных решений по КАС РФ в разных инстанциях 

КАС РФ исковую давность для обжалования судебных решений в последующих судебных инстанциях по общему принципу определяет следующим образом:

  • В апелляцию — в течение 1 месяца со дня принятия судом оспариваемого решения в окончательной форме (п. 1 ст. 298 КАС РФ). По данной теме также рекомендуем нашу статью «Образец апелляционной жалобы по административному делу».
  • Кассацию — в течение 6 месяцев с момента обретения спорным судебным актом законной силы, при условии что податель жалобы использовал все доступные по КАС РФ способы обжалования такого акта.
  • Надзор — в течение 3 месяцев с момента обретения спорным судебным актом юридической силы (п. 2 ст. 333 КАС РФ). 

При этом для некоторых категорий требований могут быть установлены сроки обжалования, отличные от общих, приведенных выше. Например, апелляционная жалоба на решение о применении административного надзора может быть представлена в течение 10 дней с момента принятия судом соответствующего решения (п. 5 ст. 298 КАС РФ) и т. д.

*** 

Итак, общий срок исковой давности для подачи искового заявления в рамках КАС РФ составляет 3 месяца. Для некоторых категорий требований могут быть регламентированы и иные сроки исковой давности, отличающиеся от указанного.

Пропущенный по объективным причинам срок исковой давности может быть восстановлен судом (если для данного вида исков это в принципе допустимо). В рамках административного судопроизводства суд обязан применить положения о пропуске срока исковой давности (т. е. ходатайство заинтересованной стороны не требуется).

Источник: https://rusjurist.ru/grazhdanskie_dela/kakov_srok_iskovoj_davnosti_po_administrativnym_delam/

Кас рф исковая давность. Дайте, пожалуйста, разъяснение по применению срока подачи административного иска

Кодекс административного судопроизводства сроки подачи иска. Срок подачи административного иска по кас рф. Срок исковой давности по КАС

22.01.2019, Сашка Букашка

Срок исковой давности – это период, в течение которого можно подать иск в суд по тому или иному нарушению ваших прав.

Для любого нарушения существует понятие срока давности, когда к нарушителю могут быть применены какие-либо санкции, установленные законом.

Из этой статьи вы узнаете, какие сроки давности и в каких случаях применяются в административном праве и судопроизводстве.

В связи с недавним принятием Кодекса административного судопроизводства (КАС) возникла небольшая путаница в понятиях. Давайте сначала определимся:

  • КАС регулирует вопросы, связанные с нарушением чиновниками прав граждан, и соответствующие сроки исковой давности;
  • Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП) посвящен административным правонарушениям и устанавливает сроки привлечения за них к ответственности. На самом деле понятия “срок исковой давности по административным правонарушениям” в законодательстве нет. Об этом мы поговорим чуть ниже.

Срок исковой давности по КАС

Cрок исковой давности по административным делам исчисляется таким образом:

  • по общему правилу – три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  • иск об оспаривании кадастровой оценки земельного участка или квартиры можно подать в суд в течение пяти лет с даты установления кадастровой стоимости;
  • заявление об обжаловании действий судебного пристава подается в десятидневный срок с момента, когда вам стало известно о нарушении ваших прав.

В течение какого времени могут привлечь к ответственности правонарушителя

Мы уже упоминали, что такой термин, как исковая давность административного правонарушения, в КоАП отсутствует, этот срок именуется в законе давностью привлечения к административной ответственности, однако сути это не меняет, и в обиходе достаточно часто применяются оба выражения.

По общему правилу давность привлечения к административной ответственности составляет два месяца, а когда дело рассматривает судья – три месяца с момента его совершения.

В установленных законом случаях сроки давности в административном праве зависит от тяжести нарушения и может составлять:

  • один год – по некоторым нарушениям ПДД, по делам о защите прав потребителей, нарушении трудового законодательства и др.;
  • два года – нарушение правил бухгалтерского учета и валютного регулирования;
  • три года – касается политических партий;
  • и даже шесть лет – срок давности по административным делам при оказании финансовой поддержки терроризму.

Вниманию автолюбителей и пешеходов

Чаще всего граждане привлекаются к административной ответственности за нарушение Правил дорожного движения. Срок исковой давности по административным правонарушениям ПДД (правил дорожного движения) тоже регулируется КоАП РФ ().

Обращаем ваше внимание, что срок давности составляет 1 год в случаях:

  • вождения в нетрезвом состоянии,
  • отказа от медицинского освидетельствования,
  • нарушения правил, повлекшего причинение вреда здоровью потерпевшего.

Такой же срок привлечения к ответственности установлен для пешехода или пассажира, если в результате нарушения ими ПДД кому-либо был причинен вред здоровью.

Подведем итоги

Не всегда за нарушение чужих прав или иные проступки следует наказание: срок исковой давности КАС составляет три месяца, срок исковой давности административного правонарушения по КоАП – от двух месяцев. Иногда из-за непредвиденных проволочек нарушителю удается избежать наказания. А если гражданин не обратился в суд вовремя – он не сможет защитить свои права.

Российским законодательством предусмотрены специальные требования, которые касаются оформления административного искового заявления и его подачи в суд. В нашей статье мы подробно расскажем о том, как подготовить грамотный иск по административному делу, куда его следует подать и когда он будет рассмотрен.

С вступлением в силу Кодекса административного судопроизводства РФ с 15 сентября 2015 года в сфере судебной системы произошло множество изменений.

В частности, абсолютно все административные дела теперь рассматриваются исключительно в порядке, предусмотренном КАС РФ, что соответственно повлияло и на подготовку судебных документов, в том числе и административных исков.

Нарушения требований закона при составлении иска и его подачи могут привести к оставлению административного иска без движения, следовательно, существенно повлиять на сроки рассмотрения дела, а в некоторых случаях могут привести к отказу в приеме или возвращению иска.

Согласно статьи 125 КАС РФ исковое заявление по административному делу составляется в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты, подписей истца или его представителя при наличии у последнего соответствующих полномочий. В административном исковом заявлении обязательно должны быть указаны:

  • наименование судебного органа, куда подается документ;
  • полные данные истца:
    • наименование организации, ее место нахождения, а также сведения о ее государственной регистрации – если истцом является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или место пребывания, дата и место рождения – если истцом является физическое лицо, а также сведения о высшем юридическом образовании при намерении вести административное дело лично по делам, которым предусмотрено обязательное участие представителя;
    • наименование организации или ФИО представителя, его почтовый адрес, если заявление подается представителем;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты истца или его представителя;
  • полные данные ответчика:
    • наименование организации, ее место нахождения, сведения о ее государственной регистрации (если известно) – если ответчиком является юридическое лицо;
    • ФИО, место жительства или пребывания, дата и место рождения – если ответчиком является физическое лицо;
    • номер телефона/факса/адрес электронной почты ответчика (если известны);
  • информация о том, какие права и законные интересы истца были нарушены или о причинах, которые могут повлечь собой их нарушение;
  • требования истца к административному ответчику, с изложением оснований и доводов истца, обосновывающих эти требования;
  • сведения о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора, при том, что данный порядок установлен законодательством;
  • если подавалась жалоба в порядке подчиненности, сообщить сведения о ее подаче и результатах;
  • другие сведения, предусмотренные отдельными категориями административных дел;
  • полный перечень документов, которые прилагаются к административному исковому заявлению.
Граждан вопрос
Добавить комментарий