Надзор за законностью в деятельности милиции осуществляет. Государственный контроль за деятельностью полиции. Основными предметами контроля органов государственной власти в сфере деятельности полиции выступают

Контроль и надзор за деятельностью полиции

Надзор за законностью в деятельности милиции осуществляет. Государственный контроль за деятельностью полиции. Основными предметами контроля органов государственной власти в сфере деятельности полиции выступают

Омск 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы определена тем, что неэффективность работы органов правопорядка стала одной из ключевых проблем современной России, требующей незамедлительного рассмотрения и разрешения, в том числе посредством проходящего сегодня в МВД реформирования. И хотя необходимость такого реформирование назрела уже давно, существует опасение, что вместе со структурными реформами будет забыта одна из самых важных и известных общественных формул – не граждане для полиции, а полиция для граждан.

Становление новой российской государственности нередко тормозилось в результате слабой исполнительской дисциплины и безответственности работников правоохранительных органов, приводящих к нарушению или неисполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и решений судов.

Именно поэтому Федеральный закон «О полиции»1 (Закон о полиции) четко регламентирует выполнение служебных обязанностей сотрудниками ОВД исключительно на основе требований законности, посредством точного и неуклонного исполнения законов и подзаконных актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и рядовыми гражданами.

Основной смыл контроля за деятельностью полиции заключается в том, чтобы проверять правильность работы конкретного полицейского органа и воспрепятствовать любому незаконному решению с его стороны.

Понимаемый так контроль, урегулированный правовыми нормами, может быть определен как особое правоотношение между полицейским органом, с одной стороны, и уполномоченным контрольным субъектом – с другой.

Возникает право уполномоченного субъекта контролировать соответствующие полицейские органы, прежде всего, с точки зрения законности и целесообразности их работы, а в случаях обнаружения каких-либо отклонений предпринимать конкретные действия с целью их устранения.

 В свою очередь контроль над деятельностью органов внутренних дел предполагает подотчетность обществу, способную погасить избыточность власти, рождавшей милицейскую преступность.

Следует констатировать, что сегодня практически все мировое сообщество пришло к осознанию той непреложной истины, которая определяет полицию как организацию, служащую для общества и на благо общества, а не наоборот.

Контроль и надзор за деятельностью ОВД имеют между собой тесную взаимосвязь, это объясняется необходимостью получения объективных результатов.

Цель курсовой работы – рассмотреть контроль и надзор за деятельностью полиции.

Задачи:

1. Выявить сущность понятия, особенности и виды контроля за деятельностью полиции;

2. Показать специфику ведомственного и вневедомственного контроля за деятельностью полиции;

3. Определить сущность общественного контроля за деятельностью полиции: субъекты, направления;

4. Рассмотреть судебный контроль и прокурорский надзор за деятельностью полиции.

1.ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ

Сущность контроля состоит в наблюдении за соответствием деятельности подконтрольного объекта тем предписаниям, которые объект получил от управляющего органа или должностного лица.

Любой контроль осуществляется в целях наблюдения и охватывает сбор данных и передачу информации в компетентные органы о результатах контрольных мероприятий, которые направлены на то, чтобы выявить причины обнаруженных отклонений и определить пути их устранения для эффективного функционирования государственных органов власти. Такая формула определяется понятием «контрольная деятельность»2.

Контроль представляет собой систему наблюдения и проверки, в результате которых выявляется соответствие процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям. Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения.

В органах внутренних дел основными задачами контроля являются: обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность ОВД (полиции); обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых в органах внутренних дел решений; повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности; своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; выявление и внедрение положительного опыта; повышение дисциплины и ответственности сотрудников; содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров.

С вступлением в силу Закона о полиции, проблема оценки и контроля за деятельностью органов правопорядка прописана в Главе 10 «Контроль и надзор над деятельностью полиции».

Следует отметить, что законодатель в редакции статьи не только предусмотрел следующие виды контроля за деятельностью полиции: государственный (ст. 49), общественный контроль (ст. 50), судебный (ст.

51), прокурорский (ст. 52)3.

Ведомственной правовой основой их деятельности является Типовое положение об инспекции по личному составу МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8ГУ МВД России4.

Контроль за деятельностью полиции (сотрудников полиции) осуществляют руководители соответствующих и вышестоящих подразделений. Помимо того в кадровых аппаратах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8ГУ МВД России созданы специальные структурные подразделения – инспекции по личному составу.

Основными задачами инспекций по личному составу являются:

– проведение профилактической работы по предупреждению чрезвычайных происшествий и дисциплинарных проступков, совершаемых личным составом органов внутренних дел;

– участие в осуществлении контроля за исполнением должностными лицами приказов и указаний МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, УВД (ОВД) 8ГУ МВД России в части организации и проведения мероприятий по укреплению законности и дисциплины в органах внутренних дел;

– проведение служебных проверок в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России, по фактам дисциплинарных проступков и иных происшествий, не связанных с совершением сотрудниками органов внутренних дел, в том числе сотрудниками полиции, преступлений (ч.2 ст. 49 Закона о полиции)5.

Таким  образом, контроль за деятельностью полиции выступает как самостоятельная функция процесса управления в ОВД и как один из элементов организации исполнения решений полицейскими органами. Различают государственный (ведомственный и вневедомственный),  общественный, судебный и прокурорский контроль.

2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОЛИЦИИ. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ВНЕВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Государственный контроль за деятельностью полиции подразумевает ведомственный и вневедомственный контроль.

Государственный контроль (ведомственный) за деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст. 10 Закона о полиции).

  Основными предметами контроля органов государственной власти в сфере деятельности полиции выступают:

  • полнота и эффективность выполнения полицией возложенных на нее задач и обязанностей;
  • соответствие деятельности полиции ее принципам, установленным Законом;
  • рациональное распределение и использование людских, финансовых и материальных ресурсов полиции;
  • подбор и расстановка кадров полиции, состояние их профессиональной подготовки;
  • выполнение полицией конкретных решений, принятых в пределах своей компетенции органами государственной власти6.

Рассмотрим  несколько видов ведомственного контроля со стороны вышестоящих органов внутренних дел за нижестоящими7.

Контроль за полицией со стороны Президента Российской Федерации, органов исполнительной и законодательной (представительной) власти является важным элементом механизма гарантий успешного выполнения ею возложенных на нее задач и обязанностей. Он имеет своими конечными целями проверку исполнения полицией законодательства, устранения имеющихся в работе недостатков, повышения результативности ее деятельности8.

  Контрольные полномочия Президента Российской Федерации в сфере деятельности полиции обусловлены его конституционным статусом высшего должностного лица государства, гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.

Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство органами обеспечения безопасности.

В силу таких обстоятельств контроль главы государства за деятельностью полиции носит преимущественно стратегический характер и направлен на обеспечение выполнения ею функций государственного органа обеспечения безопасности личности, общества и государства. В ходе президентского контроля оцениваются:

  • полнота и эффективность выполнения возложенных на полицию задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от противоправных посягательств;
  • состояние взаимодействия полиции с населением, общественностью;
  • степень реализации полицией мер, предусмотренных федеральными целевыми программами обеспечения безопасности;
  • состояние работы по исполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, касающихся вопросов охраны правопорядка, усиления борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности;
  • готовность полиции успешно противостоять реальным угрозам внутренней безопасности, степень соответствия основных параметров ее организации и функционирования складывающейся оперативной обстановке, прогнозам ее развития9.

  Президентский контроль в сфере деятельности полиции осуществляется в двух основных формах: а) непосредственный контроль Президента Российской Федерации; б) контроль за полицией через соответствующие президентские структуры.

  Непосредственный контроль Президент Российской Федерации осуществляет прежде всего в области подбора и расстановки руководящих кадров полиции на федеральном уровне.

По представлению Председателя Правительства Российской Федерации он назначает министра внутренних дел Российской Федерации, его заместителей, осуществляющих руководство полицией.

Решая вопросы назначения на должность, он одновременно оценивает работу кандидатов, ее эффективность.

  Президент Российской Федерации вправе заслушивать отчеты и информацию министра внутренних дел Российской Федерации, других должностных лиц министерства, выносить вопросы охраны правопорядка, связанные с деятельностью полиции, на рассмотрение Совета Безопасности, участвовать в работе всероссийских совещаний руководящих работников министерства, в заседаниях коллегии МВД России и осуществлять иные контрольные полномочия.   Значительная роль в осуществлении президентского контроля принадлежит Администрации Президента Российской Федерации. Согласно Положению об Администрации Президента Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. № 490, она осуществляет контроль за исполнением федеральных законов, указов и других решений Президента Российской Федерации, в том числе, конечно, и по вопросам деятельности полиции.

  Важные функции по обеспечению президентского контроля возложены на Контрольное управление Президента Российской Федерации. В соответствии с Положением, утв. Указом Президента Российской Федерации от 8 июня 2004 г.

№ 729, оно призвано проверять исполнение федеральными органами власти федеральных законов, указов и иных решений Президента Российской Федерации и готовить на этой основе информацию для Президента Российской Федерации с конкретными предложениями по предупреждению и устранению выявленных недостатков.

Для реализации своих задач Главное контрольное управление вправе создавать комиссии.

Так, например, его проверки деятельности МВД России касались вопросов исполнения законодательства об оружии, присоединения Российской Федерации к европейским конвенциям о выдаче, взаимной правовой помощи, об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и т.п.10

  По результатам проверок Контрольное управление может направить руководству МВД России, региональных органов внутренних дел предписания, подлежащие обязательному рассмотрению. Формой контроля является также направление должностных лиц Контрольного управления на заседания коллегии МВД России, совещания руководящего состава министерств11а.

  Президентский контроль в области деятельности полиции осуществляется также через институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Их правовой статус закреплен в Положении о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г.№ 849.

В процессе своей деятельности полномочный представитель вправе осуществлять контроль за деятельностью полиции по выполнению федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации на соответствующей территории.

По результатам контроля Президенту Российской Федерации представляются аналитические материалы и предложения.

Источник: http://myunivercity.ru/%D0%90%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C_%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80_%D0%B7%D0%B0_%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C%D1%8E_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8/205023_2416822_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Надзор за полицией

Надзор за законностью в деятельности милиции осуществляет. Государственный контроль за деятельностью полиции. Основными предметами контроля органов государственной власти в сфере деятельности полиции выступают

Конституция Российской Федерации Всеобщая декларация прав человека Конвенция о защите прав человека и основных свобод Закон РФ «О защите прав потребителей» Закон РФ о защите религиозных чувств верующих Федеральный закон РФ «О ПОЛИЦИИ».

Форма полиции При чтении российских законов должно учитывать, что у простого россиянина есть только два неотъемлемых права: право родиться гражданином России и право отдать без остатка всю свою жизнь на благо Отечества и правящих элитарных господ.

Следственный комитет создал отдел по надзору за полицией

В пресс-службе СК РФ отметили, что необходимость создания этой специализированной структуры обусловлена объективными причинами.

В соответствии с действующим законодательством именно Следственный комитет наделен правом расследовать уголовные дела в отношении сотрудников полиции и всех других правоохранительных органов.

— Следователи, расследуя эти преступления, как правило, сталкиваются с дополнительными сложностями.

Федеральный закон от N 3-ФЗ — О полиции

2. Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке. определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. 1.

Граждане Российской Федерации, общественные объединения осуществляют общественный контроль за деятельностью полиции в соответствии с федеральным законом. 2.

Общественная палата Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью полиции в соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 года N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации».

Осуществление административного надзора

Управленческая деятельность государства в области общественного порядка. Полномочия Президента РФ и Совета Безопасности в сфере охраны общественного порядка и общественной безопасности. Сущность общественного порядка и безопасности.

Система мер по охране общественного порядка в Российской Федерации. Административная деятельность полиции. Административное принуждение к нарушителям общественного порядка и общественной безопасности. Общее понятие общественного порядка.

Чему можно научиться у американцев в сфере надзора за полицией?

Вашингтона (Office of Police Complaints[1] ), где работают 22 человека, выполняет различные функции: расследования нарушений полицейских по поступившим жалобам; медиация и примирительные процедуры – главной целью которых является снятия напряжения между гражданами и офицерами полиции. В год рассматриваются в среднем 508 жалоб, только 10% из них достигают стадии расследования по жалобам (жалобы, которые касаются нарушений полицейским уголовного права передаются в прокуратуру).

Бастрыкин создал в СКР отдел по надзору за полицией

Аналогичные отделения будут созданы и на базе следственных управлений СК России по федеральным округам, а также в структуре Главных следственных управлениях по Москве, Московской области и Петербургу.

Помимо непосредственно расследования преступлений, совершенных полицейскими и другими должностными лицами, следователи будут заниматься рассмотрением сообщений и материалов о подобных преступлениях, в том числе и по сообщения СМИ.

Среди инициатив экспертов есть «исключение прямой зависимости» оценки работы подразделений МВД от количества пойманных преступников и раскрытых преступлений, а также и создание механизмов реального общественного контроля за работой правоохранительных органов.

«Предлагается создать независимый от МВД орган для жалоб на неправомерные действия полиции, запретить входить в общественные советы бывшим сотрудникам ФСИН, прокуратур, судов и МВД, ввести обязательную видеофиксацию работы полиции и УФСИН не только в помещениях, но и при транспортировке задержанных и заключенных»

, – излагает содержание доклада «Коммерсант». Кроме того, эксперты предлагают вывести изоляторы временного содержания из подчинения управлений внутренних дел в отдельное управление МВД, ввести в обязанность сотрудников ИВС докладывать в управление собственной безопасности о злоупотреблениях коллег (обсуждается, в том числе, и идея вознаграждения в размере до 100 000 руб.).

IIP Digital

Во всем мире люди знают имя Родни Кинга. Хотя записанный на видеокамеру инцидент, в котором полицейские Лос-Анджелеса избивают Кинга, случился еще в 1991 году, его имя до сих пор служит кодовым словом, обозначающим неподобающие действия полиции.

Однако мало кто знает, что трагический инцидент с Кингом побудил Отдел шерифа округа Лос-Анджелес (LASD) установить, по мнению многих экспертов, наиболее эффективную форму гражданского надзора за полицией из всех существующих.

Прокурорский надзор за полицией расширится

Правительству также предлагается обеспечить выведение информации с видеокамер из отделов полиции (дежурных частей, комнат для содержания административно задержанных, изоляторов временного содержания, спецприемников) на специально оборудованные мониторы в городских и районных прокуратурах. Спасибо большущее за ответ,Вы вселили в меня уверенность в моей правоте.Надеюсь,мне удастся победить

Новости — Надзор за полицией

Так, за 4 месяца 2011 года в МОВД «Советский» зарегистрировано 2876 сообщений и заявлений о происшествиях и преступлениях.

По результатам проведенных проверок возбуждено следователями и дознавателями 141 уголовное дело, в 1094 случаях отказано в возбуждении уголовных дел.

В прокуратуре налажен постоянный надзор за законностью и обоснованностью постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, выносимых сотрудниками органов внутренних дел, их соответствие уголовно–процессуальному законодательству.

В этот период начались массовые увольнения сотрудников из МВД. Их с удовольствием брали на работу коммерческие структуры, где заработная плата была в разы выше, чем в милиции. Это привело к тому, что кадровые аппараты МВД в начале 90-х гг.

прошлого столетия вынуждены были без надлежащей проверки набирать на должности следователей и оперативных сотрудников бывших учителей, военных, инженеров.

Получилось так, что впервые в истории отечественной милиции была нарушена преемственность поколений, поскольку вновь принятые на работу в органы внутренних дел были лишены возможности набираться профессиональных навыков работы от старослужащих.

Общественный контроль деятельности ОВД РФ

Общественный контроль за деятельностью полиции осуществляют непосредственно граждане, общественные объединения, а также Общественная палата Российской Федерации, общественные наблюдательные комиссии и, общественные советы, формируемые при МВД России и его территориальных органах. Нормативно-правовое закрепление данной формы контроля в виде отдельной статьи обусловлено его значимостью для деятельности полиции.

Генпрокуратура займется надзором за полицейскими

Основным направлением деятельности управления станет проведение проверок исполнения законодательства в социальной сфере федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями и предприятиями, государственными компаниями, государственными внебюджетными фондами.

Особое внимание будет уделено вопросам соблюдения законов федеральными контролирующими органами, а также правоохранительными органами при осуществлении внепроцессуальной деятельности.

В состав управления вошли отделы: по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества, по надзору за исполнением законов о промышленной и дорожной безопасности и по надзору за исполнением законов в экологической сфере.

В соответствии с компетенцией отдел по надзору за исполнением законов в сфере обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества будет осуществлять надзор, в частности, за исполнением законодательства о защите прав потребителей, науке и научно-технической деятельности, физической культуре и спорте, туризме, охране объектов культурного наследия, средствах связи и массовых коммуникаций.

Административная деятельность полиции

Необходимо отметить, что в управленческой деятельности контроль выступает как самостоятельная функция процесса управления и как один из элементов организации исполнения решения.

В подразделениях полиции основными задачами контроля являются: (1) обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность ОВД; (2) обеспечение своевременного и качественного выполнения принимаемых в органах внутренних дел решений; (3) повышение общего уровня организаторской и оперативно-служебной деятельности; (4) своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; (5) выявление и внедрение положительного опыта; (6) повышение дисциплины и ответственности сотрудников; (7) содействие правильной оценке и использованию (перемещению) кадров. органами законодательной и исполнительной власти; судебными органами; руководителями подразделений полиции, их организационно-инспекторскими (штабными) и другими аппаратами; Организационными формами контроля со стороны представительных и исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, города (района) за работой ОВД могут быть: обсуждение отчетов и предложений руководителей подразделений полиции, участковых уполномоченных полиции, отделов (отделений) по делам несовершеннолетних, других служб и подразделений о состоянии общественного порядка на заседаниях законодательных и исполнительных органов; личные доклады и отчеты руководителей подразделений полиции законодательному (представительному) органу, администрации города (района) по вопросам деятельности органа внутренних дел; оценка и анализ ежесуточных сводок, поступающих в администрацию из органа внутренних дел. Контроль судебных органов за административной деятельностью полиции заключается в рассмотрении судьями большого количества материалов (дел) об административных правонарушениях: о мелком хулиганстве; неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции; о нарушении правил дорожного движения, связанном с лишением водителей прав на управление транспортными средствами, и других дел.

Источник: http://urist-rostova.ru/nadzor-za-policiej-49627/

Виды контроля и надзора за законностью в деятельности органов исполнительной власти

Надзор за законностью в деятельности милиции осуществляет. Государственный контроль за деятельностью полиции. Основными предметами контроля органов государственной власти в сфере деятельности полиции выступают

Виды контроля в зависимости от субъектов:

а) контроль Президента РФ;

б) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) прокурорский надзор;

д) судебный контроль;

е) общественный контроль.

Президентский контроль в сфере государственного  управления, в

соответствии со ст. 80 Конституции РФ, обусловлен конституционным статусом Президента как главы государства, гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Президентский  контроль может осуществляться в двух основных формах: непосредственный контроль Президента и опосредованный контроль через соответствующие президентские структуры.

В соответствии со ст.

83 Конституции РФ, Президент РФ осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти, а также при назначении должностных лиц, в частности, председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров, при формировании Совета Безопасности и Администрации Президента, назначении высшего командования Вооруженных Сил, а теперь – и при представлении кандидатур губернаторов законодательным органам субъектов РФ.

Президент РФ имеет возможность осуществлять постоянный контроль за законностью актов органов исполнительной власти. Им могут быть в соответствии со ст. 115 ч.

З Конституции РФ отменены постановления  и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и Указам Президента. В соответствии со ст. 85 ч. 2 Конституции РФ и ст.29 п.

1 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями от 29 июля 2000г.

) Президент РФ вправе приостанавливать действие акта органа исполнительной власти субъекта РФ в случае противоречия этого акта Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Контроль через соответствующие структуры может осуществляться, в частности:

а) главным контрольным управлением Администрации Президента;

б) полномочным представителем Президента в федеральных округах;

в) Управлением Администрации Президента по работе с обращениями граждан;

г) Комиссией при Президенте по правам человека и др.

Парламентский контроль, так же, как и президентский, осуществляется в двух формах:  непосредственно и через соответствующие органы.

Конституция РФ в статьях 102, 103, 106 предоставила Федеральному Собранию РФ возможности для контроля за федеральными органами исполнительной власти, которые заключаются в следующем:

– участие в назначении председателя Правительства РФ и председателя Центрального Банка;

– рассмотрение законопроектов, в том числе о бюджете; Заслушивание отчета об исполнении бюджета;

– направление вопросов и депутатских запросов членам Правительства РФ;

– решение вопроса о доверии Правительству РФ;

– принятие законов и постановлений.

К органам, через которые осуществляется парламентский контроль, можно отнести:

а) Счетную палату Федерального Собрания РФ;

б) Уполномоченного по правам человека;

в) различные комитеты и комиссии, которые создаются Федеральным Собранием РФ.

Контрольные полномочия законодательных органов субъектов РФ закреплены соответствующими конституциями и уставами.

Так, например, в соответствии со ст. 29 ч. 2 Устава Красноярского края, «Законодательное Собрание края помимо законотворческой деятельности осуществляет контроль за исполнением законов края администрацией края в пределах и формах, определенных настоящим Уставом и принимаемыми на его основе законами края».

Помимо этого, Законодательное Собрание края:

– по представлению Губернатора края посредством законовпринимает краевой бюджет, вносит в него изменения и утверждения, а также утверждает отчет о его исполнении;

– определяет организацию и порядок деятельности Счетной палаты края;

– направляет Губернатору края, его заместителям, руководителю органа администрации края письменные запросы или письменные  интерпелляции;

– утверждает первых заместителей Губернатора края, руководителей органов исполнительной власти в области экономики и финансов;

– заслушивают отчет Губернатора края, его заместителей, руководителя органа администрации края о положении дел в подведомственных им отраслях и сферах один раз в год.

Контроль органов исполнительной власти. Функции контроля могут осуществлять Правительство РФ, федеральные службы (министерства и федеральные агентства не обладают такими полномочиями, кроме внутриорганизационного контроля), а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на: а) общий (осуществляется органами общей компетенции –Правительством и т.д.); б) специальный (ранее он назывался надведомственный); в) внутриведомственный (он похож на общий, но осуществляется не органами общей компетенции, а любыми органами за подведомственными им объектами)

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с  деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ и высших органов  исполнительной власти субъектов РФ. В соответствии со ст. 114 Конституции РФ и ст.ст.

4, 19, 44 ФКЗ «О Правительстве РФ», Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан и иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и Указами Президента.

Оно в пределах своей компетенции организует  исполнение законов, Указов Президента и международных договоров, осуществляет систематический контроль за федеральными органами и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений действующего законодательства.

Правительств может отменить или приостановить действие актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложение Президенту РФ о приостановлении действия этих актов в случае их противоречия Конституции РФ, законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Ведомственный (внутриведомственный) контроль – контроль вышестоящих федеральных органов за подведомственными объектами, входящими в его систему.

Сущность прокурорского надзора состоит в действиях прокуроров по выявлению, пресечению, устранению и предупреждению нарушений законов государственными и общественными образованиями, так как надзор имеет своей целью обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов государства и общества

В соответствии со ст.

ст. 21, 26 ФЗ от 17 ноября 1995 г. «О прокуратуре РФ» предметом надзора является исполнение законов и соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами, законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, их должностными лицами, администрациями негосударственных организаций, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Выявив нарушения действующего законодательства, в соответствии со ст.ст. 24-25 закона «О прокуратуре РФ», прокурор может применять специальные меры прокурорского реагирования: протест, представление, постановление, предостережение.

Источник: https://admin-laws.ru/administrativnoe-pravo-opornyj-konspekt-lekczij/169-vidy-kontrolya-i-nadzora-za-zakonnostyu-v.html

Граждан вопрос
Добавить комментарий