Нужна ли лицензия органу государственной власти. Структура лицензии и её действие. Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

Государственная система лицензирования

Нужна ли лицензия органу государственной власти. Структура лицензии и её действие. Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

Государственная система лицензирования – это комплексные действия уполномоченных государственных органов, которые включает в себя мероприятия по предоставлению, продлению, приостановление и прекращению выдачи лицензий на тот или иной вид деятельности.

А также, это непосредственное регулирование и контроль за взаимодействием между участниками лицензионного процесса.

Система государственного лицензирования строго регулируется на законодательном уровне различными федеральными законами, постановлениями и прочими нормативно-правовыми актами.

Данная система состоит из таких понятий как:

– лицензируемый вид деятельности – деятельность, которая может осуществляться, только после того, как на неё будет получена лицензия;

– лицензия – разрешительный документ, который выдаётся после прохождения необходимых мероприятий, имеет установленный вид и является подтверждением права на занятие лицензируемым видом деятельности;

– требования лицензионные – комплекс условий, которые установлены настоящим законодательством, характеризующие тот или иной вид лицензируемой деятельности;

– лицензируемые органы – государственные исполнительные органы, которые занимаются всеми вопросами процесса лицензирования в Российской Федерации;

– держатель лицензий – физическое или юридическое лицо, которое получило право на использование лицензии для своего конкретного вида деятельности;

– кандидат на лицензию – юридическое или физическое лицо, которое обратилось в государственные органы, предоставляющие лицензию, и желает пройти необходимые процедуры для получения специфического документа.

Органы, выдающие лицензию, используют ряд важных принципов:

– обеспечение прав, интересов и защиты граждан, а также способствование безопасности государства;

– способствование целостности экономического фона на территории государства;

– формирование и усовершенствование списка видов деятельности, которые подлежат лицензированию;

– открытость и доступность процесса лицензирования;

– правовое регулирование лицензирования.

Требования для получения лицензии и условия отказа

Как и любой процесс, получение лицензии у государственных органов лицензирования характеризуется требованиями. Существуют обязательные и специфические требования.

Обязательные требования включают: соблюдение законодательных норм, санитарные, противопожарные правила, гигиенические аспекты и все пункты для отдельных видов деятельности.

Наряду с обязательными требованиями, отдельную важность имеют специфические требования. Они предъявляются к отдельному кандидату, который проходит процесс получения лицензии. Дополнительные требования прописаны в отдельных постановлениях для каждой конкретной деятельности.

Каждая лицензия имеет свой срок и территорию, на которой она действует. Когда заканчивается срок или меняется место расположения лицензиара или его деятельность, то эти изменения должны быть внесены в необходимые уставы.

Для получения лицензии, субъект должен написать заявление установленного образца, в котором содержаться все главные данные: причина, вид деятельности, срок, месторасположение. Собрать необходимый пакет документов.

Далее, государственные органы лицензирования рассматривают заявление, принимают решение на основании определённых критериев. Если условия соблюдены, то лицензия будет выдана в течении трёх недель после принятия решения.

Но, всё же, бывают случаи, когда государственные органы выдачи лицензий отвечают на заявление отказом. На это есть определённые основания:

– недостоверность информации, которую подаёт соискатель;

– когда субъект не соответствует требованиям, выдвигаемым органами власти;

– если экспертиза показала отрицательный результат после проведения необходимых проверок.

Экспертиза, которая выполняет проверку всех данных соискателя, носит секретный характер, защищена от внешних вмешательств, защищена от утечки.

Если соискатель неудовлетворён принятым решением, он может оспорить его согласно законодательству.

Уполномоченные органы могут остановить или полностью аннулировать лицензию в таких случаях:

– если лицензиат сам написал заявление на приостановление или аннулирование лицензии по своим субъективным причинам;

– когда данные, предоставленные для получения лицензии, со временем будут признаны неправдивыми;

– если лицензиат нарушил правила, установленные государственной системой лицензирования;

– закрытие предприятия, самостоятельно или по решению суда.

Процесс аннулирования заключается в следующих аспектах:

– непосредственное принятие решения, которое побуждает к приостановлению или аннулированию;

– сообщение об этом лицензиату в форме письма;

– как только получено письмо лицензиатом, мгновенное исполнение его в силу;

– после выполнения требований, необходимых для восстановления лицензии, обязательное вступление в силу данного процесса.

Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

Каждая система создана для чего-то конкретного, система лицензирования не является исключением, поэтому она выполняет определённые функции.

Система представлена органами лицензирования, именно их деятельность носит такие функции:

– организация процесса лицензирования;

– проведение необходимых оценочных мероприятий, позволяющих принять правильное решение относительно выдачи лицензии;

– анализ документов и заявлений для получения лицензии;

– непосредственная выдача лицензий;

– выводы по приостановке лицензий или их аннулирование;

– создание различных методических пособий, призванных улучшить и развить процесс лицензирования;

– создание перечня лицензий, которые выданы, приостановлены или аннулированы.

Система лицензирования должна осуществлять контроль, разрабатывать новые мероприятия, проводить техническую оснащенность, для того, чтобы данная система работала как можно лучше и приносила пользу данной сфере и государству в целом.

Также следует учесть, что государственная система лицензирования должна обеспечить защиту информации. Это позволит привлечь иностранных инвесторов для видения своей деятельности в Российской Федерации.

Принципы государственной системы лицензирования:

1. Обоснование отнесения конкретного вида деятельности к определённой категории.

2. Формирование закрытого списка видов деятельности, подлежащих лицензированию.

3. Следование конкретным, предусмотренным критериям процесса лицензирования на всей территории государства.

4. Следование полномочиям субъектов лицензирования.

5. Введение минимизированного перечня документов, необходимых для получения лицензий.

6. Контроль выполнения функций, возложенных на систему государственного лицензирования.

Непосредственным вектором направленности системы лицензирования является предприниматель, потребитель и государство.

Для предпринимателя система призвана обеспечить:

– упрощение деятельности и формирование новых структур бизнеса;

– уменьшение затрат, необходимых для получения лицензии.

Потребителю обеспечить:

– защиту от опасных и вредных товаров и оказания некачественных услуг;

– возможность обеспечить поддержку потребителю, если то обратится в суд для решения конфликтных ситуаций.

Государству система необходима для:

– правильного и эффективного функционирования предпринимательской деятельности и рынка товаров и услуг;

– создания ситуации, в которой будет соблюдено соотношение интересов субъекта хозяйствования, потребителя и государства;

– пополнения бюджета государства, путём установления тарифов на получение и продление лицензии.

Нормативно-правовой аспект лицензирования в РФ

Развитие процесса лицензирования в ведущих странах мира, является эталоном для нашей государственной системы лицензирования. У них чётко отработан момент взаимосвязи между лицензионной и государственной деятельностью.

Российское законодательство в этой сфере начало развиваться только в начале 90-х годов.

В начальных законах был только факт возможности процесса лицензирования предпринимательской деятельности, но не было упомянуто ни о перечне видов деятельности, ни о способах контроля и регулирования мероприятии. Это значительно усложняло и замедляло эффективность экономических процессов в государстве.

Развитие данной отрасли хозяйства было медленным и имело определённые сложности. Недостаток заключался в том, что необходимо было ввести единые правовые нормы, а сделать это без особой подготовки не представляло возможности. Те постановления, которые принимались в то время, не имели надлежащей гибкости и универсальности, не затрагивали интересы всех сторон процесса лицензирования.

К 1995 году, лицензирование около 35 видов деятельности происходило по отдельно взятым законам.

Но, так или иначе, эти законы не предусматривали причин, по которым субъекту необходимо было получать лицензию на тот или иной вид деятельности. Не была разработана специфика прохождения процесса получения лицензии.

Государство слишком поздно взяло на себя ответственность за данный процесс и подвергло его сложностям, которые отразились на всей системе в целом.

В конечном итоге, после долгих попыток, было принято Постановление, которое имело свои особенности:

– изучение способов и целей, разграничение видов деятельности, установление методики ведения процессов получения лицензии, предоставление особых полномочий федеральным ведомствам, для повышения эффективности работы государственной системы лицензирования;

– обобщение и обработка списка видов деятельности, на которые необходимо наличие лицензии, согласно проведению детальной экспертизы и повышению контроля;

– упрощение для лицензиаров, путём закрепления срока действия документа – 3 года, и отсутствие ограничения свыше;

– утверждение того, что установление тарифов за получения лицензии является следствием отсутствия прибыли от данной деятельности;

– разделение функций различных органов власти, которые способствуют развитию лицензионной деятельности.

С этим Постановлением был сделан очень важный шаг на встречу к усовершенствованию и правовому регулированию на всех уровнях государственной власти. Это, безусловно, гораздо лучше, чем было в самом зарождении процесса, но есть, куда расти. Законодательство должно без остановок развиваться и совершенствоваться в данном направлении.

В 1998 году в России был принят Закон, который затрагивал лицензирование отдельных видов деятельности. Проведя анализ данного документа, можно сказать, что он расширил и усовершенствовал отдельные понятия, сделав их более доступными. Более детально были описаны функции органов лицензирования, их полномочия и значения для государства.

Система лицензирования в США

Лидером по продаже лицензий во всём мире являются Соединённые Штаты Америки. Вся система государственного лицензирования взаимодействует с патентной деятельностью и обеспечивает эффективное развитие интеллектуальной сферы. Это стимулирует процесс изобретательства и развивает экономику страны в целом.

Система государственного лицензирования в США развивалась при активном участии компетентных людей в разных сферах общества, ученых, профсоюзов. Эти стороны процесса намного важнее, чем само государство.

Процесс лицензирования изобретений и патентов представлен также такими субъектами:

1. Учреждение, которое контролирует процесс поиска инвесторов.

2. Организация, которая возглавит процесс оформления документов.

Конечно же, любой изобретатель в такой стране как Соединённые Штаты, может сам заниматься получение лицензии, но так это процесс существенно затянется и приведёт к потере времени и денег. А это противоречит принципам данного государства.

В итоге, можно сказать, что в России делается всё возможное, чтобы усовершенствовать государственную систему лицензирования, разрабатываются законы, вкладываются средства, также, необходимо принимать во внимание зарубежный опыт успешных стран.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/9227-gosudarstvennaya-sistema-licenzirovaniya

Система лицензирования – один из методов разрешительной политики государства

Нужна ли лицензия органу государственной власти. Структура лицензии и её действие. Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

Система лицензирования  устанавливает государственный контроль деятельности, способной  нанести ущерб обществу, государству, людям, памятникам культуры, природе.

Во главе системы лицензирования стоит Правительство РФ, которое оставило за собой следующие права:

  • назначать федеральные органы исполнительной власти, для проведения процедуры лицензирования конкретных видов деятельности, включая электронную форму предоставления документов для данной процедуры;
  • принимать правовые нормативные акты, связанные с  лицензированием;
  • проводить утверждение положений о лицензировании во всех видах предпринимательства;
  • утверждать типовую форму разрешительного документа — лицензии;
  • определять показатели мониторинга эффективности  системы лицензирования в России.

Система лицензирования предусматривает наличие лицензионного органа по конкретным видам деятельности.

К ним относятся центральные аппараты соответствующих федеральных структур и их территориальные органы или департаменты (отделы), уполномоченные региональной исполнительной властью.

Для каждого вида лицензируемой деятельности лицензионный орган определяется в Положении о лицензировании данной деятельности. Передача полномочий субъектам федерации должна быть законодательно предусмотрена.

Инициатором процедуры в системе лицензирования является соискатель на получение разрешения для осуществления предпринимательской или иной деятельности, если законом РФ предусмотрено получение специального разрешения. Вместе с заявлением соискатель подает определенный законом и Положением о лицензировании пакет документов.

Лицензионный орган ответственен за то, чтобы провести анализ информации, содержащейся в данной документации на подлинность, достаточность и достоверность.

Этот пакет содержит данные об исполнение требований системы лицензирования, которые опубликованы в Положении о лицензировании.

В некоторых случаях Положение предусматривает, кроме анализа документации, проведение лицензионной экспертизы, которая должна подтвердить исполнение лицензионных требований соискателем.

В случае положительного решения происходит оформление лицензии, которая проходит регистрацию в системе лицензирования и помещается в государственный реестр.

На этом взаимоотношения между лицензиатом и лицензирующим органом не только не заканчиваются, а лишь начинаются. Т.к. с введением  с 3 ноября 2011 года нового ФЗ № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» вводится бессрочность разрешительных документов, то особое место закон уделяет лицензионному контролю.

Первый раз лицензионная комиссия обязана посетить организацию с плановым контролем через год после выдачи разрешения в системе лицензирования. Далее закон предусматривает плановые комиссии, через  три года после окончания предыдущей .   Кроме того при наличии объективной необходимости может быть назначена внеплановая лицензионная проверка.

Если комиссия выявляет грубые нарушения, то выносится предписание, обязательное для исполнения лицензиатом в срок, указанный в данном документе.

В случае неисполнения специалисты органа лицензирования имеют право приостановить деятельность. Неоднократные грубые нарушения лицензионных требований могут привести к аннулированию лицензии.

Данная процедура поручена законом только суду. Но инициатором судебного процесса является лицензионный орган.

Лицензирование является одним из методов государственной разрешительной политики.

В регулировании предпринимательской деятельности и рыночной экономики, наряду с системой лицензирования установленную роль играют и такие методы, как аккредитация, стандартизация, государственная регистрация, сертификация и другие.

Одним из условий, когда деятельность относят к лицензируемой, является тот факт, что к ней невозможно применить другие методы государственного регулирования.

Поэтому важно понимать, в чем состоят те или иные методы разрешительной политики государства, в чем их особенности. Что отличает их от системы лицензирования и почему в отдельных случаях  происходит выбор законодателей в пользу механизма лицензирования.

Государственная регистрация

Госрегистрация имеет множество законодательных документов, содержится в ряде статей Гражданского кодекса РФ, в различных формах Положений о государственной регистрации, в специализированных нормативных актах, таких как ФЗ № 129 «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» ФЗ № 122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» и других.

Государственная регистрация состоит в занесении необходимых сведений в Единый государственный реестр.

С юридической точки зрения факт внесения в реестр является фактом возникновения, прекращения или изменения правовых отношений.

Например, только после занесения в Единый государственный реестр юридических лиц считается, что юридическое лицо создано. Т.е. государственная регистрация напрямую связана с обретением правоспособности юридическим лицом.

Государственная регистрация, также как и система лицензирования, является формой управляющего воздействия государственных органов. Эти две системы близки по предмету, методам, целям, механизмам друг к другу.

И система лицензирования, и государственная регистрация подтверждают законность вхождения субъекта права в хозяйственный оборот, обе системы предусматривают осуществление контроля процессов хозяйственной деятельности.

Но между ними существуют  и различия.

В качестве субъекта государственной регистрации выступают объекты гражданских правоотношений и хозяйствующие объекты. Объектом системы лицензирования является вид деятельности хозяйственного субъекта, который не является объектом государственной регистрации.

Государственная регистрация носит формальный характер в отличие от системы лицензирования.

Орган, выполняющий регистрацию,  не уполномочен рассматривать вопросы, связанные с необходимостью или  целесообразностью регистрации, не контролирует исполнение  правовых норм субъектом регистрации (кроме тех положений, которые имеют непосредственное отношение  к регистрации) и прочее.

Задача регистрационного органа состоит в том, чтобы проверить достоверность, правильность и полноту оформления документов, требующихся для  регистрации, а контролируют  факт оплаты государственной пошлины заявителем.

Техническое регулирование

Техрегулирование являетсяодним из самых распространенныхметодов разрешительной политики государства. Техническое регулирование имеет собственные средства в виде стандартизации, оценки соответствия. Основным инструментом технического регулирования является технический регламент.

Объекты технического регулирования – это продукция, услуги, работы, а также процессы, которые может осуществлять хозяйствующий субъект относительно продукции.

К таким процессам относятся: производство, проектирование, изыскания, строительство, эксплуатация, монтаж, реализация, утилизация, хранение, транспортировка .

С другой стороны, деятельность представляет собой в общем случае выполнение работ и услуг. Таким образом, система лицензирования и система технического регулирования имеют общие объекты разрешительного государственного воздействия – деятельность.

Главным законом в России, на базе которого происходит техническое регулирование, по-прежнему остается ФЗ № 184, принятый  27.12.2002, «О техническом регулировании».

На основе закона «О техническом регулировании» осуществляется оценка соответствия объектов сертификации до тех пор, пока российское законодательство не принимает в отношении определенной (однородной) группы объектов технический регламент.

При принятии очередного технического регламента законодатели могут принимать решение о том, чтобы система лицензирования была заменена оценкой соответствия техническому регламенту в отношении объектов, для которых призван осуществлять техническое регулирование данный нормативно-законодательный акт.

Источник: http://rotest.ru/sistema-licenzirovaniya/

Лицензирующие органы РФ: права и полномочия

Нужна ли лицензия органу государственной власти. Структура лицензии и её действие. Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

В связи с усложнением экономических и правовых отношений, в нашей стране возникла необходимость введения жесткого контроля по отношению к некоторым видам деятельности, осуществление которых может нанести существенный вред жизни и здоровью человека, окружающей среды, безопасности страны и т.д. Для этого нужен Федеральный закон, который бы определял порядок получения разрешений на такие виды работ.

Ныне действующий ФЗ №99 “О лицензировании отдельных видов деятельности” не первый в истории, до этого было еще 3 редакции, начиная с 1994 года, которые имели различные акценты. Последний закон 2011 года сосредоточен на взаимоотношениях лицензирующих органов РФ с соискателем лицензии или лицензиатом, на их правах и обязанностях.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.  

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Даем определения

Азы для понимания процедуры получения лицензий на осуществление некоторых видов работ даны в ФЗ № 99 “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Закон предусматривает также порядок ее переоформления и аннулирования, права и обязанности лицензиата и органа власти, обладающего полномочиями по выдаче разрешений.

Основные понятия также даны в ст. 3 ФЗ №99. В законе установлено, что лицензирующими органами могут быть федеральные органы исполнительной власти, на территории субъекта могут создаваться их подразделения, в некоторых случаях полномочия могут быть делегированы региональным органам исполнительной власти. То есть, есть следующие виды лицензирующих органов:

  • федеральные, в том числе отделения в субъекте РФ;
  • региональные.

Под лицензированием понимаются целый перечень работ — непосредственно сама выдача разрешения, мероприятия, связанные с его переоформлением, приостановлением, возобновление, аннулированием, осуществление контроля за соответствием требованиям законодательства деятельности предприятий в последующем.

Органы власти

Перечень федеральных органов власти с распределением за конкретными сферами дан в Постановлении Правительства № 957 от 21.11.2011. Он представляет собой список учреждений с описанием деятельности, на которую они выдают разрешения.

Этот документ учитывает только федеральные органы. Если какие-то сферы отданы под контроль только региональных властей, или им переданы некоторые полномочия, то такие особенности в этом документе не отражены. Более подробная информация дана в Положении о лицензировании определенного вида деятельности.

Перечислим наиболее часто встречающиеся потребителю. Лицензирующими органами являются:

  • Рособрнадзор он контролирует сферу образования;
  • Роскомнадзор — услуги связи, теле и радиовещание, производство аудиовизуальных произведений, компьютерных программ;
  • Росавиация — перевозка пассажиров и грузов по воздуху;
  • Ространснадзор — перевозки на внутреннем водном транспорте, автомобильном и железнодорожном;
  • Росздравнадзор — медицинскую работу;
  • Росгвардия — работу частных охранников.

Компетенция

В обязанности органа власти, выдающего разрешение, входит оценка эффективности проведения подобного контроля за деятельностью фирм.  Порядок проведения мониторинга, оценка деятельности и формы докладов по полученным показателям установлены в Постановлении Правительства № 467 от 05.05.2012.

Лицензирующий орган самостоятелен в создании отдельных универсальных форм для обращения соискателя, форматов документов, уведомляющих о наличии ошибок в деятельности лицензиата, утверждении форм предписаний, выписок, которые содержат информацию о лицензиях.

Но в одной сфере деятельности это единые формы, даже если полномочия распределены между несколькими учреждениями. Например, в сфере образования, несмотря на то, что часть разрешений выдается в субъекте (местными органами власти), все формы утверждаются Приказами Рособрнадзора.

В полномочия лицензирующих органов входит предоставление информации о порядке получения лицензии, о лицензиатах, о формах обращения в них как соискателей, так и граждан, пострадавших от недобросовестных фирм. Так, в соответствии с ч.4 ст. 7 ФЗ № 99 они должны оповестить пострадавшего от неправомерных действий организаций о принятых мерах в отношении нарушителей в 30-дневный срок с момента обращения.

Для осуществления подобных действий сотрудники лицензирующих органов имеют право получать информацию от иных органов власти различных уровней и от самого лицензиата. Они могут проводить проверки и на основании их данных выдавать предписания о необходимости устранить недочеты, а в последующем контролировать процедуру их исправления.

Служащие лицензионных органов могут самостоятельно привлекать нарушителей к ответственности с целью исправления или пресечения правонарушений.

Проверка

Все органы, осуществляющие лицензирование, обладают правом проводить проверки тех фирм, что получали в них разрешения. Проверки бывают плановые и внеплановые, документарные и выездные. Документарные проводятся только в отношении тех документов и сведений, которые поданы в орган власти посредством сопоставления с ответами на запросы в иные властные структуры.

  1. Выездные проводятся для проверки соответствия лицензионным требованиям зданий, помещений, оборудования, компетентности работников, иных объектов, наличие которых является обязательным, в соответствии с Положением о получении разрешения на конкретный вид работ.
  2. Плановые проводятся в соответствии с графиком, который устанавливается ежегодно. Порядок его составления определен в Постановлении правительства № 489 от 30.06.2010. Он должен размещаться в доступной форме для всех желающих с ним ознакомиться.
  3. Очередная проверка обязательно проводится через год после получения разрешения, а далее каждые 3 года. Более короткие периоды определены в отдельных нормативных актах для здравоохранения, образования и социальной сферы.
  4. Внеплановые происходят с целью проверки соискателя или лицензиата требованиям законодательства. Они могут организовываться на основании заявления самой фирмы, когда она планирует начать лицензируемый вид деятельности или, когда она переоформляет разрешение.

Основанием для ее проведения может стать окончание срока, определенного ранее выданным предписанием для устранения нарушений, заявления самого лицензиата об их исправлении досрочно. Если лицензия приостанавливается, то возобновляется она только на основе данных, полученных в результате проверки.

В положениях для каждого вида работ определены нарушения, которые считаются грубыми. Если в орган власти поступает обращение СМИ, граждан, запросов иных властных структур, сообщающие о наличии таких нарушений, то проведение проверки является обязательным. В этом случае о планируемых мероприятиях обязательно оповещать органы прокуратуры.

Лицензирование

Полномочия лицензирующих органов даны в ч.2 ст. 5 ФЗ № 99. Они могут осуществлять непосредственно саму выдачу лицензии. Для каждого вида работ существует свой орган власти, он определен в Положении о лицензировании конкретного вида деятельности. Иногда обязанности распределены между несколькими учреждениями, каждый из которых обслуживает более узкий круг заявителей.

Например, при лицензировании образовательной деятельности Рособрнадзор предоставляет разрешение только тем образовательным учреждениям, которые предлагают получение высшего образования, либо профессионального, связанного с обороной страны. Право предоставлять такую услугу для других заявителей отдано в региональные органы власти в сфере образования.

Сама процедура предоставления лицензии состоит из нескольких обязательных этапов.

Во-первых, органы власти организуют прием заявок, обрабатывают документы, проводят их проверку на соответствие требованиям, во-вторых, организовывают проверку предприятия соискателя, дабы убедиться, что все предоставленные справки соответствуют действительности, а заявитель отвечает предъявляемым к нему требованиям.

И только третьим этапом происходит непосредственно сама выдача лицензии. Лицензирующие органы ведут учет выданных лицензий. Существует общий список у федеральных властей, и местный — у региональных.

Именно в рамках такой деятельности как лицензирование, органы власти имеют полномочия переоформлять разрешения, выдавать дубликат, приостанавливать работу фирм или становиться инициаторами аннулирования разрешения.

Приостановление и аннулирование

Порядок применения к фирмам таких мер, как приостановление или аннулирование разрешений, оговорено в ст. 20 ФЗ № 99.

Приостановить лицензию могут только в случае, если он допустил грубые нарушения в своей работе или не выполнил предписание лицензирующего органа, и за это ему назначено административное наказание, с применением такой санкции, как приостановление деятельности.

Чтобы возобновить работу, потребуется либо устранить нарушение, на основании которого выписано предписание, либо исправить те ошибки, которые послужили к привлечению к ответственности. И в том и в другом случае, можно либо дождаться срока, на который произошло приостановление, либо воспользоваться правом досрочного исправления ошибок.

Обратите внимание, что это правило действует далеко не во всех сферах. Например, для разрешений в области управления многоквартирными домами приостановление лицензии не предусмотрено.

Аннулирование лицензии происходит по решению суда. Инициатором данных мероприятий может быть лицензирующий орган, который ходатайствует перед судом о применении данной меры.

Как правило, такая мера применяется в случае повторного неисполнения предписания. Но существуют и иные порядки.

Например, аннулирование лицензии на работу управляющих компаний в сфере ЖКХ, происходит в два этапа: сначала они лишаются права обслуживания одного адреса, и лишь когда таких адресов наберется в размере 15% площадей от общего объема, в течение года, только тогда орган власти может инициировать процедуру лишения.

Заключение

Лицензирующий орган — это исполнительный орган власти, в компетенцию которого входят все услуги, связанные с разрешением — выдача, переоформление, приостановление, возобновление, аннулирование, а также работы по осуществлению контроля за выполнением лицензиатом требований законодательства в процессе работы.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас: 

+7 (499) 450-39-61

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/litsenzii/kakie-litsenziruyushhie-organy-dejstvuyut-v-rf.html

Основные вопросы по лицензированию

Нужна ли лицензия органу государственной власти. Структура лицензии и её действие. Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

В соответствии с Гражданским кодексом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение со стороны государства (лицензия). Основным законом, регулирующим вопрос лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с данным законом под лицензирование подпадает около 100 видов деятельности.

Кроме того, законом (пункт 2 статьи 1) определены еще 19 сфер деятельности, на которые его действие не распространяется. Лицензирование в отношении них осуществляется в особом порядке. К таким сферам деятельности относятся банковская деятельность, нотариальная, внешнеэкономическая и ряд других.

В соответствии с законом о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых требует предварительного одобрения лицензирующим органом, поскольку его осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Попадание вида деятельности в перечень лицензируемых означает, что его осуществление возможно только после получение разрешения в государственных органах.

В противном случае предприниматель или юридическое лицо могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии установлена статьей 14.1 КоАП и предусматривает следующее наказание:

  • административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии может повлечь за собой привлечение предпринимателя к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (статья 171  УК РФ). Ответственность предусмотрена следующая:

  • штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

Правом получения лицензии обладают все без исключения хозяйствующие субъекты, соответствующие установленным лицензионным требованиям и условиям.

В то же время законодательно установлен запрет на занятие определенными видами деятельности для индивидуальных предпринимателей, которым, естественно, не может быть выдана и лицензия на право их осуществления.

Как правило, к таким видам деятельности относятся разработка, производство и продажа продукции военного и двойного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д. В последнее время к закрытым для индивидуальных предпринимателей видам деятельности добавились производство и продажа алкогольной продукции.

Лицензирующие органы

В случае если вид деятельности попадает под лицензирование, начинающий предприниматель должен собрать определенный перечень документов и представить их в лицензирующий орган.  Перечень лицензирующих органов устанавливается Правительством РФ.

Согласно закону о лицензировании, лицензирующие органы наделены следующими полномочиями:

  • предоставление лицензий;
  • переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;
  • приостановление действия лицензий;
  • прекращение действия лицензий;
  • ведение реестров лицензий;
  • осуществление лицензионного контроля;
  • обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий.

Получение лицензии

Для получения лицензии необходимо написать соответствующее заявление в лицензируемый орган с указанием лицензируемого вида деятельности.

В заявлении, поступившем от соискателя лицензии – юридического лица, должно обязательно быть указано полное (и сокращенное), в т.ч. фирменное наименование, его организационно-правовая форма и место нахождения юридического лица.

В случае, если соискателем лицензии выступает индивидуальный предприниматель, то в заявлении указываются данные о нем как о гражданине: фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность. В заявлении о предоставлении лицензии должны быть указаны также и данные документа, удостоверяющего личность заявителя.

Далее соискатели лицензии (уже независимо от того, являются ли они физическими или юридическими лицами) в заявлении о предоставлении лицензии должны указывать государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В заявлении должны быть указаны и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (индивидуальных предпринимателей). Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 19.06.

2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, являются:

  • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица по форме N Р51001;
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р50003;
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, по форме N Р57001.

Документами, подтверждающими факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, являются:

  • Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя по форме N Р61001;
  • Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей по форме N Р60004;
  • Свидетельство о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 01.01.2004, по форме N Р67001.

В заявлении также должны быть указаны адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Данное обстоятельство имеет важное значение, поскольку изменение адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности влечет за собой переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии (ст. 11  Закона о лицензировании).

К заявлению соискатель лицензии должен приложить ряд документов. Во-первых, это учредительные документы (для юридического лица) – оригинал или нотариально заверенная копия.

Во-вторых, это документы, свидетельствующие о возможности соблюдения им лицензионных требований и условий. Перечень таких документом определяется соответствующим положением о лицензировании.

Для того, чтобы заявление о предоставлении лицензии было рассмотрено, соискатель лицензии должен заблаговременно заплатить государственную пошлину и уже при подаче заявления приложить к нему документ (платежное поручение, квитанция) об уплате государственной пошлины.

В соответствии с законодательством РФ сборы за предоставление лицензии – 2600 рублей, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии – 200 рублей. Вместе с тем, ряд документов, необходимых для получения лицензии, возможно получить только за плату.

Поэтому, итоговые затраты на лицензирование могут в десятки или даже сотни раз превышать официально установленные сборы.

Срок принятия решения по поступившему заявлению о предоставлении лицензии составляет не более 45 дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми сопутствующими документами.

Кроме того, в этот же временной отрезок включается и обязанность лицензирующего органа уведомить соискателя лицензии о своем решении.

Таким образом, в течение 45 дней лицензирующий орган со дня принятия заявления и представленных документов должен осуществить их проверку, руководствуясь результатами такой проверки, принять соответствующее решение о предоставлении либо о не предоставлении лицензии и уведомить об этом решении соискателя лицензии.

Переоформление лицензии

В процессе деятельности у предпринимателя (юридического лица) могут возникнуть основания для переоформления лицензии. Переоформление лицензии происходит, в основном, в следующих случаях:

  • реорганизация юридического лица в форме преобразования, изменение его наименования или места его нахождения;
  • изменение имени или места жительства индивидуального предпринимателя;
  • изменение адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности.

Для переоформления лицензии лицензиат должен написать соответствующее заявление в лицензирующий орган. Заявление должно быть подано в течение 15 дней с того момента, как появились основания для переоформления лицензии.

Переоформление лицензии происходит в течение 10 дней.

У лицензирующего органа есть только одно основание для отказа в переоформлении – представление неполных или недостоверных сведений.

Продление действия лицензии

Законом о лицензировании (статья 8 ) предусмотрен 5-летний срок действия лицензии. Положениями о лицензировании может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

По истечении данного срока действие лицензии может быть продлено.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления лицензии.

Приостановление действия лицензии

В случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий действие его лицензии может быть приостановлено. Приостановление действия лицензии может быть только в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в виде административного приостановление деятельности за нарушение лицензионных требований и условий.

В этом случае лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. Досрочное прекращение возможно в случае устранения лицензиатом выявленных нарушений.

Аннулирование лицензии

Законом о лицензировании предусмотрена возможность аннулирования лицензии. Полномочиями по аннулированию лицензии наделен суд, который рассматривает соответствующее обращение лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии в случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Следует обратить внимание, в Законе о лицензировании специально подчеркивается, что обращение лицензирующего органа в суд с заявлением об аннулировании лицензии – это его обязанность, а не право.

При этом несоблюдение лицензирующим органом порядка административного приостановления действия лицензии (соблюдение сроков приостановления действия лицензии, указание лицензиату на сроки устранения нарушений лицензионных требований и условий) является основанием для отказа судом в удовлетворении требований об аннулировании лицензии (см., например, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2007 по делу № А56-342/2007).

Лицензионный контроль

В процессе осуществления деятельности лицензиат будет сталкиваться с действиями лицензирующего органа по проведению лицензионного контроля. Лицензионный контроль заключается в проверке соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных положением о лицензировании.

Источник: http://businessnnov.ru/guide/kak-razvit-svoy-biznes/kontrol-i-nadzor/litsenzirovanie/osnovnye-voprosy-po-litsenzirovaniyu/

Государственное лицензирование деятельности

Нужна ли лицензия органу государственной власти. Структура лицензии и её действие. Основные функции и принципы государственной системы лицензирования

Согласно действующему законодательству выдача лицензий на определенные виды деятельности хозяйствующим субъектам осуществляется под строгим контролем государства. Выдача соответствующих сертификатов и удостоверяющих документов может происходить как в подведомственных ведомствах, так и в специальных организациях, наделенных таким правом.

Департамент лицензирования ; Реестр лицензиатов ; Контроль за лицензированием

Современное государственное лицензирование деятельности представляет собой систему, состоящую из следующих элементов:

  • Виды деятельности, которые попадают под лицензирование;
  • Собственно, лицензия – документ, удостоверяющий прохождение владельцем установленных процедур и право на ведение определенного вида деятельности;
  • Требования к соискателям на получение разрешительных документов. Устанавливаются на законодательном уровне;
  • Органы, выдающие лицензии. Таковыми могут выступать как физические, так и юридические лица;
  • Держатель лицензии (лицензий) – субъект, владеющий документом, дающим право ведения определенного вида деятельности;
  • Кандидат – соискатель на прохождение процедуры для получения разрешительной документации.

Департамент лицензирования

Государственное лицензирование деятельности осуществляется через специальные органы, которые занимаются выдачей соответствующей документации в рамках своих полномочий или на праве ведения такой деятельности.

Если речь идет о государственных ведомствах, то такие лицензиары называются департаментами, например, департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций.

Остальные предприятия выдают разрешительную документацию лицензиатам в рамках дополнительной функциональности.

Основные задачи, которые выполняет департамент лицензирования:

  • Выдача соответствующих свидетельств на осуществление деятельности по направлению;
  • Переоформление лицензий, по которым вышел срок действия;
  • Выдача документов, дающих право временно осуществлять деятельность юридическим и физическим лицам;
  • Оформление дубликатов ранее выданных лицензий в рамках государственных услуг;
  • Контроль за лицензированием (соблюдением исполнения требований законодателя к ведению определенных родов занятий). Включает систему мер, применяемых к владельцам разрешительной документации как на стадии оформления, так и в процессе ведения предпринимательской деятельности.

Реестр лицензиатов

Согласно действующей практике, за департаментами и наделенными правами выдачи разрешительных документов организациями закрепляется обязанность ведения реестра выданных лицензий.

Сведения, содержащиеся в регистре, являются общедоступными как для самих держателей, так и для третьих лиц. Реестр лицензиатов упрощает работу по обработке запросов на проверку исследуемых контрагентов.

Также это дает возможность предприятиям самостоятельно отслеживать срок окончания своих лицензий или отслеживать факты необоснованного их прекращения.

К примеру, на сайте Ространснадзора можно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к претендентам на оформление соответствующих документов по таким направлениям как автотранспорт и дорожное хозяйство, водный, железнодорожный и воздушные виды транспорта. При наличии необходимости прямо на сайте можно сформировать запрос на уточнение права ведения определенного вида детальности. Проверка лицензиатов потребует знания хотя бы одного из параметров:

  • Номер лицензии;
  • ИНН предприятия;
  • Наименование организации, исследуемой на предмет наличия разрешительной документации;
  • Принадлежность к субъекту Российской Федерации (Федеральному округу);
  • Контролирующий орган;
  • Вид деятельности.

Контроль за лицензированием

Основные задачи, которые стоят перед предприятиями, осуществляющими выдачу сертификатов, состоят в проверке полноты и достоверности сведений, а также в проведении исследований на предмет возможности осуществления запрашиваемого вида деятельности. Контроль со стороны государства заключается в предъявлении требований к лицензиатам, проведении сравнительного анализа представленной информации.

На стадии предварительного контроля проверяются представленные соискателем сведения на предмет возможности допуска к ведению определенного вида деятельности.

Комплекс таких мероприятий проводится на стадии приема заявления на получение специального сертификата.

После того как представленные претендентом документы проходят экспертизу, издается приказ о проведении возможности исполнения лицензионных требований.

Для повышения качества выпускаемой продукции, оказываемых услуг и выполняемых предприятием работ субъект лицензирования имеет право осуществлять следующие виды проверочных мероприятий:

  • Плановые (внеплановые);
  • Полные или сплошные;
  • Камеральные;
  • Выездные;
  • Фактические;
  • Документальные.

При этом объект лицензирования должен предупреждаться о проведении в отношении него проверочных мероприятий не позже 10 дней до начала проверки.

Конкретные сроки присутствия ревизоров на объектах предприятия определяются согласно конкретного вида деятельности, на ведение которой претендует соискатель. Обычно это период не превышает 10 рабочих дней.

Если лицензиатами являются предприятия, требующие проведения дополнительных испытаний в рамках плановых или внеплановых мероприятий, то период работы инспекторов может быть увеличен до одного месяца.

Суть государственного контроля сводится к выявлению нарушений обязательных требований. При обнаружении недостатков предприятию выносится предупреждение с одновременным оформлением предписания к устранению замечаний.

По результатам работы с недостатками лицензиат должен в письменной форме уведомить департамент о выполненных мероприятиях.

В случае уклонения о выполнения пунктов предписания, организации или индивидуальному предпринимателю может грозить крупный штраф, лишение лицензии или приостановка деятельности.

Источник: https://licenz24.ru/2017/12/14/gosudarstvennoe-licenzirovanie-deyatelnosti/

Граждан вопрос
Добавить комментарий