Проблема смертной казни в современном обществе. Какие есть проблемы применения смертной казни в современном мире

Основные проблемы смертной казни: правовые и этические, мораторий

Проблема смертной казни в современном обществе. Какие есть проблемы применения смертной казни в современном мире

Смертная казнь с древних времен является непрерывным спутником человеческой цивилизации. Это одна из форм уголовного наказания, ответная реакция на совершение противоправного или незаконного деяния. В современном мире проблема смертной казни стоит особенно остро.

Большинство цивилизованных государств сочли недопустимым лишение жизни какого бы то ни было человека. При этом некоторые страны не видят в смертном приговоре ничего предосудительного.

Кто же прав – сторонники казни или же ее противники? Попробуем разобраться в нашем материале.

Понятие смертной казни

Смертная казнь не скрывается и не отрицается. Это явление прямо или косвенно входит в правовую систему любого государства. При этом совершенно неважно, какой причиной руководствуется правительство или какой метод используется при реализации приговора в исполнение. Известно лишь, что в одних странах смертная казнь используется в полном объеме, а в других ее применение ограничено.

Для примера можно взять Российскую Федерацию. Проблема смертной казни в нашей стране отсутствует: лишение человека жизни вполне возможно в рамках действующей юридической системы. При этом использование казни допускается только в определенных случаях – чрезвычайных, военных и других, регламентированных федеральных законодательством.

В статье 20 Конституции РФ говорится о том, что смертная казнь может применяться лишь по изданию соответствующего федерального закона. Иначе говоря, лишение жизни особо тяжких преступников должно сопровождаться написанием соответствующего закона. Откуда такие сложности?

С 1996 года Российская Федерация состоит в Совете Европы – международной организации, для которой особенно актуальна проблема смертной казни. Условием нахождения России в Совете является установка моратория на лишение преступников жизни. Соответствующим Законом была принята альтернатива казни в виде пожизненного заключения.

Итак, официально в Российской Федерации имеется смертная казнь. Она разрешена Конституцией, но ограничена федеральным законодательством.

Казнь в истории России

Прообразом смертной казни в Древней Руси была кровная месть. За серьезные проступки члены одного рода могли смертельно отомстить представителям другого рода.

Впервые легальное определение казни возникло в 1398 году в Двинской уставной грамоте. Статья 5 этого документа предусматривала смерть только за татьбу (воровство).

За кражу, совершенную в третий раз, человека признавали злодеем и лишали жизни.

Древнерусское законодательство многое заимствовало из византийских норм права. Так, Псковская судная грамота 1467 года расширила применение смертной казни. Теперь ей подвергались изменники государства, поджигатели и конокрады. Судебником Ивана III также лишались жизни клеветники, разбойники и изменники церкви.

Вплоть до правления Елизаветы Петровны институт лишения жизни расширялся и совершенствовался. Лишь в 1744 году дочь Петра Первого, императрица Елизавета, решила проблему отмены смертной казни. Жизни больше не лишали, а сажали в тюрьму. Как следствие, тюрьмы оказались переполнены. Сохранялась “вышка” лишь для воинских и карантинных преступников.

В 30-е годы XIX века в Российской Империи был принят свод законов. Он предусматривал лишение жизни лишь за тяжкие преступления против государства. После революции казнь стала чуть ли не основным видом наказания. Официальное ее применение возможно и в сегодняшней России.

Проблема смертной казни в конституционном праве России

Итак, действующей Конституцией официально допускается лишение людей жизни за совершение особо тяжких преступлений. Почему бы в России полностью не ликвидировать смертную казнь? Проблема кроется в способах формирования правовой системы.

В пункте 1 статьи 135 основного закона страны говорится о том, что положения глав 1, 2 и 9 Конституции не могут быть пересмотрены законодательным органом.

Для внесения поправок и изменений в эти части закона требуется созыв Конституционного Собрания – специального органа, который собирается для создания или ликвидации главного государственного закона.

Статья 20 о наказании в виде лишения жизни как раз находится в главе 2 – части о правах и свободах человека и гражданина.

Таким образом, чтобы решить проблему отмены смертной казни в России, требуется отменить действующую Конституцию и создать новую. Процедура эта, мягко говоря, долгая и весьма проблематичная.

Хорошей альтернативой для нее стало принятие моратория – бессрочного ограничения на применение высшего вида наказания.

Казнь в современном уголовном законодательстве

Смертная казнь устанавливается за 5 видов преступлений. Все они прописаны в российском Уголовном кодексе:

  • убийство – ст. 105;
  • посягательство на жизнь общественного или государственного деятеля – ст. 277;
  • посягательство на жизнь судьи или следователя – ст. 317;
  • посягательство на жизнь сотрудника правоохранительной системы – ст. 317;
  • геноцид – ст. 357.

Ни одна судебная инстанция не имеет возможности выносить смертные приговоры с ноября 2009 года. Такое решение принял Конституционный Суд РФ.

Особенности смертной казни в уголовном праве России

Проблема применения смертной казни в России еще не решена, а потому высшая мера наказания может вернуться в любой момент. Если это произойдет, то будут установлены следующие правила:

  • запрет на лишение жизни лиц женского пола;
  • запрет на применение смертной казни к лицам старше 65 лет;
  • применение принудительного лечения вместо исполнения наказания в отношении тех лиц, что страдают серьезными психическими расстройствами.

Запрет на применение казни обсуждался еще до вступления России в Совет Европы. Дело в том, что в Уголовно-исполнительном и Уголовном кодексах РФ были обнаружены серьезные противоречия.

УИК гласит, что важным достижением считается исправление осужденных лиц – формирование у них уважения к закону, обществу, труду и правилам поведения. Исправление преступников послужит хорошим примером и будет стимулировать правопослушное поведение граждан. В то же время УК РФ допускает лишение человека жизни.

Смертная казнь прямо противоречит важнейшему принципу, закрепленному в УИК, ведь исправиться может только живой осужденный.

Применение казни в современных странах

Согласно докладу ООН от 2014 года, в 58 странах сохраняется смертная казнь в рамках собственного законодательства. В 22 из них регулярно исполняются смертные приговоры.

98 государств полностью отменили рассматриваемый вид наказания и 35 не применяют на практике. В 7 странах дозволено лишать человека жизни лишь за самые серьезные преступления, например, государственная измена, нарушение правил руководства во время войны и т. д.

В пяти странах разрешены казни детей. Это Иран, Йемен, Саудовская Аравия, Пакистан и Судан.

За исключением США и Беларуси, все страны, в которых легализована смертная казнь, находятся в Азии и Африке. Это Китай, Иран, Ирак, Пакистан, Сомали, Саудовская Аравия, Египет, Кувейт, Иордания, Афганистан, Бангладеш, Северная Корея, Япония, Малайзия, Бахрейн, Сингапур, Объединенные Арабские Эмираты, Йемен и Сирия.

Каждый год в мире казнят около тысячи, а то и полутора тысяч человек. Большинство смертных приговоров реализуется в Китае и Иране. Реальное число высших мер наказания в Китае неизвестно. азиатская страна не особо задумывается о проблеме смертной казни в современном обществе, а потому количество погибших держится в форме государственной тайны.

Количество казненных в США не превышает 50 человек. В Беларуси на смертные приговоры долгое время стоял негласный мораторий, но с 2016 года казни возобновились.

Мнения противников смертной казни

На протяжении веков многие люди высказывали свое мнение относительно права на жизнь и проблемы смертной казни. Сформировались две точки зрения на ситуацию, которые, однако, по-разному доказывались.

Противники высшей меры наказания считают смерть несправедливым способом влияния на общество.

Большая часть таких лиц руководствуется концепцией, согласно которой власть является лишь слугой народа, в то время как само население передает власти часть своих прав.

В этом случае достигается определенный компромисс, при котором недопустимы любые посягательства на жизнь. Так считали многие античные и восточные философы.

В России о проблеме смертной казни впервые заговорили в XVIII веке. Белинский, Герцен, Пестель, Радищев, Чернышевский и прочие крупные мыслители выступали за полную отмену или хотя бы ограничение смертельных приговоров.

Несколько веков назад мнение противников казни складывалось в основном из религиозно-этических установок. Философы, писатели и общественные деятели считали убийство человека недопустимой мерой наказания именно из-за церковных табу. Особую роль играла шестая евангельская заповедь “не убий”.

Отдельные мыслители не брали в расчет религиозные проблемы применения смертной казни. Более того, немалая часть противников “легального убийства” были атеистами и материалистами. В своих рассуждениях такие люди говорили о ценности человеческой жизни и недопустимости лишать ее за любые совершенные деяния.

Мнения сторонников смертной казни

Основным аргументом в пользу законного лишения человека жизни является желание сохранить общественный порядок и оказать давление на потенциальных преступников. Американским криминологом Реклессом были разработаны основные положения в защиту казни:

  • наказание как искупление вины – преступник должен страдать, чтобы искупить содеянное;
  • соответствие наказания совершенному злодеянию, то есть соблюдение принципа талиона;
  • наказание в качестве защиты общественных интересов;
  • наказание как способ устрашения.

Каждый из представленных тезисов уже давно был разобран другими мыслителями. Искупление вины вряд ли произойдет в короткий срок, а именно от судебного заключения и до казни. Принцип талиона очень сложно реализовать на практике, так как злодеяние и наказание являются вещами несовместимыми.

Влияние чьей-то смерти на защиту общественных интересов также сомнительно, ведь это уже решенная проблема: смертная казнь и пожизненное лишение свободы являются практически равносильными явлениями. Из всех положений относительно верным является лишь тезис о способе устрашения.

Однако статистика показывает, что в странах с действующей смертной казнью преступности ничуть не меньше.

Религиозный аспект

Существует несколько взглядов на то, одобряла ли религия смертную казнь или же нет. С одной стороны, Ветхий Завет диктует довольно жесткие и радикальные методы борьбы с грешниками: “Мне отмщение, и аз воздам”. Подкрепляется это принципом талиона: “око за око, зуб за зуб”. При этом главной господней заповедью является “не убий”.

В любой религии можно найти довольно много противоречий. Историки и антропологи объясняют это по-своему, а креационисты видят во всем метафоры. Тем не менее именно религия являлась двигателем смертной казни на протяжении веков. Еретики, разбойники, предатели и прочие неверные наказывались лишением жизни именно по поручению очень набожных людей.

Чем же руководствовались верующие сторонники смертной казни? Во-первых, многочисленными цитатами из Святого Писания и апостольских предписаний. Например, в Слове 4 Иоанн Златоуст пишет, что “убийство по воле Божьей лучше всякого человеколюбия”. Принцип, надо сказать, довольно неожиданный для миролюбивого христианства.

Во-вторых, одобряли убийства не сами верующие, а институт церкви. Эта социальная ячейка зачастую так сильно уходила от религиозных догматов, что проблемы и перспективы смертной казни могут показаться незначительными явлениями.

Современное христианское течение не одобряет лишение человека жизни. Об этом заявляют как католики во главе с папой римским, так и православная церковь.

Морально-правовой аспект

Является ли смерть справедливым воздействием за совершенное преступление, какой бы объем и характер оно ни имело? Этот вопрос является основным при рассмотрении казни с моральной точки зрения.

Сторонники лишения человека жизни говорят о заслуженности высшей меры наказания.

Противники утверждают, что сама по себе казнь является преднамеренным убийством, а потому вся ее организация не имеет смысла.

Страшит ли смертная казнь преступников? Как сторонники, так и противники сходятся во мнении, что мысли о смерти неприятны всем людям. Есть, однако, теория, что убийцы и разного рода злодеи боятся смерти в меньшей степени.

Последний момент связан с альтернативой наказания в виде лишения человека жизни. Именно этот вопрос обсуждался при изучении проблемы смертной казни в РФ.

Противники ликвидации человека утверждают, что казнь является непоправимой и самой жестокой из всех мер наказания. Замена ее пожизненным заключением есть акт гуманизма.

Сторонники же смертной казни считают смерть явлением куда более гуманным, чем пожизненное заключение. Жизнь человека обрывается сразу, не приходится ждать кончины по нескольку лет в условиях тюрьмы.

Таким образом, до сих пор ведутся рассуждения о моральном аспекте наказания в виде смерти. Единый ответ все еще найти невозможно.

Источник: https://FB.ru/article/382300/osnovnyie-problemyi-smertnoy-kazni-pravovyie-i-eticheskie-moratoriy

Проблема смертной казни

Проблема смертной казни в современном обществе. Какие есть проблемы применения смертной казни в современном мире

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого»

Институт непрерывного педагогического образования

Кафедра психологии

Контрольная работа по дисциплине «этика» на тему:

«Проблема смертной казни.»

Великий Новгород

2011 год

Оглавление

Введение. 3

Хроника смертной казни . 4

Смертная казнь – мера государственного принуждения. Признаки смертной казни. 7

Смертная казнь: За и Против . 9

Казнить нельзя! Помиловать? . 14

Список литературы. 18

Введение

СМЕРТНАЯ КАЗНЬ !!! У одних этих два коротких слова вызывают чувство ужаса и содрогание, недоумение, у многих смертная казнь как вид уголовного наказания ассоциируется с официально узаконенным лишением жизни другого человека.

”Чем же смертная казнь отличается от убийства ? “, – спрашивают они и не могут найти удовлетворительного ответа.

“ Не пора ли отменить смертную казнь ? “ Такого рода суждения и вопросы можно услышать от представителей самых широких слоев населения нашего общества.

Но можно встретить и рассуждения иного характера, суть которых сводится к тому, что в нашем обществе очень редко применяется смертная казнь, а потому преступность не сокращается. Претензии адресуются прежде всего правоохранительным органам, а зачастую и законодателю.

Таким образом, между ростом преступности и применением смертной казни устанавливается как бы непосредственная связь. Следовательно, по вопросу о смертной казни существует два различных мнения.

А если подойти к проблеме смертной казни исторически, то можно убедиться в том, что каждая эпоха выражает всегда два направления, существующих в общественном мнении, – противников и сторонников смертной казни.

В настоящее время вопрос об отмене смертной казни является одним из самых актуальных вопросов. Этой проблеме посвящены сотни трудов различных авторов, которые придерживаются прямо противоположных точек зрения.

Хроника смертной казни

За то невообразимо огромное количество лет, которое человек живет на земле, происходит его взаимодействие с окружающим миром, с природой, с людьми. Постепенно, в течение сотен и тысяч лет происходит множество глобальных перемен, основанных на этом взаимодействии. Чем больше развивается человек, тем больше вопросов появляется у него, тем больше проблем предстоит ему решить.

Выйдя из своего первобытного состояния, человек осознавал и себя, и других людей равноправными членами общества, в котором они жили. И, как раньше человек придумывал орудия труда, так и теперь начал придумывать законы, по которым могло жить общество.

За преступление эти законов, естественно, следовало наказание, тоже придуманное человеком, необходимое для сдерживания общества в рамках закона и морали.

Смертная казнь, очевидно, существует столько, сколько существует само государство. Сначала она существовала в виде «принципа талиона»: наказание должно быть равным преступлению. Библия гласит: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека» (Быт.9:6).

В разных странах казнь исполнялась по разному: в древней Греции преступника сбрасывали со скалы, или поили ядом, в Риме — приговоренных к смерти вешали, топили, бичевали до смерти, рубили головы, распинали на кресте.

Для богатых и высокопоставленных лиц исполнение казни было особым: их либо удушали, либо давали совершить самоубийство.

Наказание было придумано для того, чтобы никому не пришло в голову порушить вековые традиции жизни общества. Не нами придуман этот закон, и мы не в праве его отменить. Единственное, что мы можем сделать-выявить те преступления человека, за которые наказание следует понести в большей степени, и те, за которые оно будет менее суровым.

За преступления, совершенные против общества с умышленной жестокостью, раньше, как и сейчас, применялось одно из самых суровых наказаний. Смертная казнь – древнее и самое суровое из всех существующих мер государственного принуждения. Этот способ, доставшийся нам “по-наследству” от предков, вызывает немало споров вокруг вопроса о своем применении сегодня.

В Древней Руси также существовал принцип «талиона». Но в Русской Правде мы не находим упоминаний о смертной казни. Впервые это наказание было законодательно утверждено лишь в 1398 году в Двинской уставной грамоте. И назначалось оно только за кражу, совершенную в третий раз. Интересно, что убийство смертной казнью не каралось.

Конечно, князья были вольны не придерживаться закона. Так, князь Изяслав в 1069 году овладев Киевом, послал своего сына, чтобы тот казнил 70 человек, которые участвовали в изгнании Изяслава из Киева. Тем не менее, это скорее были исключения из правил.

В дальнейшем перечень преступлений, караемых смертной казнью, расширялся. Так Псковская судная грамота 1467 года упоминает уже 5 составов преступления. Это: воровство в церкви, конокрадство, государственная измена, поджоги, кража в третий раз. Но, по-прежнему, в перечне преступлений отсутствует убийство.

Но уже в 1497 году в первом «уголовном кодексе» — Судебнике Ивана III, а затем и в Судебнике 1550 года Ивана Грозного список преступлений, караемых смертной казнью значительно расширился, предусматривал уже 12 преступлений.

При Иване Грозном это наказание приобрело невиданный размах. На Красной площади стояли виселицы, срубы для сжигания еретиков. Прямо на Лобном месте заживо закапывали в землю изменивших мужьям женщин, сажали на кол, четвертовали, колесовали. Казни проходили на глазах толпы.

Однако если сравнить количество казней в России и в Европе, то конечно, Европа была далеко впереди. Только в Германии при Карле V было казнено около 100 тысяч человек. В разгар же опричнины в России было казнено около четырех тысяч.

Уложение 1649 года, принятое при Алексее Михайловиче сделало смертную казнь основным видом наказания.

Она предусматривалась за 64 вида преступлений. В нем же было указано, какими способами ее исполнять. Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. Обыкновенная казнь совершалась путем отсечения головы, повешения и утопления. Квалифицированная — сожжением, залитием горла металлом, четвертованием, колесованием, закапывания в землю по плечи, посажением на кол.

Вешали, как правило, военных — за «измену ратных дел». Сожжение применялось к осужденным за религиозные преступления. Преступников сжигали или на костре или в деревянном срубе.

Иногда применялось «медленное сожжение», что представляло собой копчение «злодея». В 1701 году так были сожжены некие Гришка Талицкий и его приятель Савин за то, что те распространяли листовки о Петре I.

Обоих восемь часов окуривали едким дымом, от которого у них вылезли все волосы на теле, и их тела медленно тлели.

Наиболее мучительными видами казней было четвертование — когда преступнику отрубались конечности, а затем голова, и колесование. Оно проходило следующим образом: к эшафоту привязывались бревна, сложенные в форме андреевского креста. На ветвях этого креста выдалбливались по две выемки.

Преступника растягивали на кресте, и палач, вооруженный железным ломом, переламывал кости в двух местах на каждой конечности. Заканчивалось все ударами по животу и переламыванием хребта.

Затем преступника привязывали к колесу так, чтобы его пятки сходились с затылком и оставляли в таком положении умирать.

Закапывание в землю, как правило, назначалось женщинам за убийство мужа. Осужденная зарывалась в землю по плечи, со связанными за спиной руками. В таком виде она оставлялась под присмотром стражи, которая следила за тем, чтобы преступницу никто не кормил и не поил.

Общество не относилось к таким изуверским наказаниям отрицательно. Палач не являлся презираемым человеком, наоборот, исполнение роли палача признавалось делом богоугодным. И даже Петр I сам лично отрубил головы пяти стрельцам.

Конечно, способы исполнения казней не оставляют сомнений, что их публичность и нарочитая жестокость была призвана устрашать население, что и подтвердил Петр, издав Воинский артикул, где подробно расписал как и кого казнить. Этим же законом был введен новый способ исполнения казни — «аркебузирование», или расстрел.

В 1741 году на царский престол воссела Елизавета Петровна, любимая дочь Петра I.

Через два с половиной года, 7 мая 1744 года она подписывает указ о прекращении экзекуций над осужденными к смертной казни. Это была не отмена — это был «мораторий», продлившийся 10 лет.

В 1754 году был издан Указ об окончательной отмене смертной казни и замене ее бичеванием кнутом, вырыванием ноздрей и клеймением лица.

Екатерина II выступала также против смертной казни. Впрочем, все ее благие намерения рассеялись после начала Пугачевского бунта. Указ Екатерины гласил: «Пугачеву учинить смертную казнь, четвертовать, голову взоткнуть на кол, части тела разнести по четырем частям города и положить на колеса».

В эпоху Николая I официально было казнено 40 человек, однако введение шпицрутенов и телесных наказаний, несомненно, являлось одной из форм казни. Предельно циничная резолюция Николая на одном из приговоров о смертной казни гласила: «виновных прогнать сквозь 1000 человек 12 раз. Слава Богу, смертной казни у нас не бывало и не мне ее вводить». На деле же существовали и виселицы, и расстрелы.

скачать за 75 руб

после оплаты нажмите на кнопку “Вернуться на сайт” – документ будет скачан автоматически
Скачанный документ будет содержать только материал уже воспроизведенный на сайте.

Источник: https://mirznanii.com/a/269024/problema-smertnoy-kazni

4. Проблема смертной казни

Проблема смертной казни в современном обществе. Какие есть проблемы применения смертной казни в современном мире

В общественном сознаниинасилие вызывает принципиально негативноеотношение. Однако иногда допускаетсяоправдание насилия как исключение изнегативного к нему отношения.

Под насилиемпонимается:

– подавление человека,ограничение условий личного развития;

– нанесение физического иэкономического ущерба.

Можно выделить насилиепрямое и косвенное, физическое,экономическое, психологическое,политическое и др.

Насилие является средствомобеспечения власти человека надчеловеком. Власть – это усиление воличеловека за счет воли других людей,принятие решения за других. Власть можетбыть основана на превосходстве воли,взаимном договоре и насилии.

Насилие является нарушениемсвободы воли человека, потому чтозаключается в подчинении одной волидругой или ее пресечении. Оно осуществляетсяпутем внешнего воздействия, принуждения.

Насилие было свойственноестественному состоянию человека, когдакаждому природному сообществу людейсоответствовал свой критерий правоты.Историческое развитие человечествасвязано с преодолением насилия в процессесознательной, целенаправленнойдеятельности.

Первой формой нравственногоотношения к насилию, его ограничения впервобытном обществе был талион.Он был основан на взаимном признанииправа силы, уважении друг друга каклюдей, способных защитить свои правасилой. Также талион предусматривалвозмездие путем нанесения равногоущерба («око за око»).

Возникновение государствастало более высокой ступенью ограничениянасилия, так как государство:

– приобретает монопольноеправо на насилие;

– создает специальныеинституты, осуществляющие насилие;

– заменяет насилие косвеннымиформами (манипулирование общественным мнением, сознанием и др.).

Основной задачей государстваявляется обеспечение жизни и безопасностилюдей. В государстве право на насилиезакреплено законом; каждому случаюприменения насилия предшествуетобъективное расследование, обсуждение;осуществляется профилактика насилия,воздействие на условия и обстоятельства,способные привести к насилию.

Государственное ограничениенасилия предполагает окончательноепреодоление насилия, переход к новому,ненасильственному устройству общества.Однако многие философы считали, чтонасилие государства остается насилием,противоречащим нормам морали, и чтомонополия на насилие может привести кего избыточности и безнаказанности.

4.2. Смертная казнь: аргументы «за» и «против»

Смертная казнь есть убийство,осуществляемое государством в рамкахего права на узаконенное насилие. Споявлением государства и возникновениемфункции сохранения его безопасностинорма «не убий» становится прерогативойисключительно государства.

Сам факт существованиячеловечества говорит о том, что ненасилиев мире доминирует над насилием. Но,несмотря на это, смертная казнь применяетсяв ряде стран: в Китае, Японии, США (вотдельных штатах), практически во всехарабских странах и в некоторых азиатскихстранах (Индия, Индонезия и др.).

Существуют основныеисторические тенденции применениясмертной казни: отказ от примененияпубличного исполнения смертныхприговоров; уменьшение видов преступлений,караемых смертной казнью; сокращениекруга лиц, по отношению к которым можетбыть вынесен смертный приговор; увеличениеколичества стран, отменяющих смертнуюказнь.

С первым специальнымобоснованием необходимости отменысмертной казни выступил Чезаре Беккариав работе «О преступлениях и наказаниях»в 1764 году. Его основная идея заключаласьв том, что действенность наказанияопределяется не жестокостью наказания,а его неизбежностью.

В русском законодательствепервое известие о наказании смертьювстречается в «Договоре русских сгреками» при князе Олеге в 911 г. В 1744 г.царствующая дочь Петра I Елизаветаиздала указ, запрещающий смертную казнь.Но в 1764 г.

Екатерина II вновь ввела смертнуюказнь. В 1917 г. и в 1920-е гг. в России отменялисмертную казнь, но потом вновь вводили.В настоящее время (с1996 г.

) в Россииобъявлен мораторий на смертную казнь:смертные приговоры не выносятся и неприводятся в исполнение.

Специфика современногоэтапа интерпретации проблемы смертнойказни заключается в том, что: во-первых,усиливается общественный интерес кэтой проблеме; во-вторых, расширяютсярамки ее дискуссионного обсуждения;в-третьих, постепенно изменяетсяобщественное мнение по проблеме.

Существуют различные типыаргументации альтернативных позицийпо проблеме смертной казни: экономический,юридический, религиозный, этический.Главными ориентациями в этическойаргументации являются возможность(невозможность) наделения смертнойказни статусом добра и возможность(невозможность) морального оправданиясмертной казни в качестве меньшего зла.

Основные аргументы впользу смертнойказни:

  1. смертная казнь – справедливое наказание за одно из самых страшных преступлений – убийство. Принцип эквивалентности во взаимоотношениях и поведении издревле был важным регулирующим фактором общественных отношений;

  2. смертная казнь оказывает устрашающее, а, следовательно, сдерживающее в плане применения насилия воздействие на окружающих; смертная казнь является необходимым этапом на пути преодоления насилия;

  3. смертная казнь избавляет общество от преступников, которые могут повторно совершить тяжкое преступление;

  4. смертная казнь экономически целесообразна, т. е. это дешевый и простой способ борьбы с преступностью;

  5. смертная казнь есть более гуманное (по отношению к преступникам) наказание по сравнению с пожизненным заключением;

  6. общественное сознание в форме общественного мнения настроено на то, чтобы осуществлять смертную казнь.

Основные аргументы противсмертной казни:

  1. смертная казнь превышает человеческие полномочия в наказании;

  2. статистика  показывает, что в тех странах, где после отмены смертной             казни она была вновь введена, количество тяжких преступлений не снизилось;

  3. сам  факт существования смертной казни оказывает дестабилизирующее и развращаюшее воздействие на общество (узаконенное убийство притупляет восприятие его как безнравственного действия, становится обычным делом, иногда провоцирует на самосуд);

  4. смертная казнь является противоправным деянием, так как необратимость наказания исключает принцип возможности исправления человека с помощью наказания;

  5. ответное насилие в форме смертной казни не прекращает череду насилий, цепочка насилий становится бесконечной, разорвать ее можно только ненасилием;

  6. неизбежность судебных ошибок «перевешивает» все аргументы в пользу смертной казни;

  7. если условия содержания пожизненных заключенных сделать более приемлемыми, вопрос о смертной казни как более гуманном по сравнению с пожизненным заключением отпадет сам собой;

  8. институт смертной казни увеличивает количество убийц (палачей и других участников);

  9. смертная казнь нарушает международные стандарты прав человека;

Источник: https://StudFiles.net/preview/5373147/page:29/

Граждан вопрос
Добавить комментарий