Регламент проверки сотрудниками прокуратуры. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Проверка трудовой инспекции при жалобе работника

Регламент проверки сотрудниками прокуратуры. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

В качестве приложений, которые прикладываются к акту, могут служить:

  • протоколы, свидетельствующие о проведении экспертиз;
  • объяснения сотрудников компании;
  • иные акты.

Если проверка покажет вину работодателя и должностных лиц, их могут привлечь к ответственности, наступающей по КоАП. В этом случае инспектором выносится постановление.

Этот акт может быть обжалован работодателем в судебном порядке.

В случае оспаривания итогов проверочных мероприятий, компания в течение 15 дней обязана адресовать в Трудовую инспекцию свои возражения, зафиксированные в форме письменного документа и касающиеся проведенной проверки.

Обычно для подписания и получения акта руководителю приходится посетить Инспекцию труда. Если были зафиксированы нарушения Трудового кодекса (избежать которые удается очень редко), организация получает предписание, в котором указывается информация о нарушении:

  1. В чем оно заключается и когда было допущено.
  2. Каким нормативным актом подтверждается.
  3. Что нужно предпринять для его устранения.
  4. За какое время должно быть ликвидировано.

Как подать анонимную жалобу в трудовую инспекцию на работодателя читайте в этой статье https://otdelkadrov.online/4095-osobennosti-sostavleniya-anonimnoi-zhaloby-v-trudovuyu-inspektsiyu-na-rabotodatelya-sposoby-otprai Если указанные рекомендации не были приняты во внимание, что неминуемо выявит повторное расследование, на предприятие может быть наложено административное взыскание.

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Трудовые договоры Иногда работник нанимается в небольшую фирму по устной договоренности, без оформления письменного соглашения, что и является нарушением законодательства. Возможно также неверное его оформление:

  • не указана точная величина зарплаты;
  • отсутствует подпись сотрудника о том, что им был получен второй экземпляр договора.

Наиболее частыми нарушениями при проверке работы организации,— это отсутствие трудовых договоров в письменной форме или же неверное их оформление.

Что и как проверяет трудовая инспекция по жалобе

Внимание

С приказом руководитель предприятия должен быть ознакомлен под подпись. Он вправе переписать данные предъявленных документов или сделать их копии. По желанию он должен быть ознакомлен и с административным регламентом по этому виду надзора.

При наличии вышеуказанных документов инспектора вправе (ч. 1 ст. 357 ТК РФ):

  • находиться на предприятии в любое время суток и неограниченное количество времени в рамках общего срока проверки;
  • требовать относящиеся к предмету контроля документы, объяснения, иную информацию;
  • изымать образцы веществ и материалов, обрабатываемых или используемых на предприятии;
  • на месте выдавать предписания об устранении нарушений;
  • расследовать несчастные случаи на производстве.

Вправе инспектора и беседовать с работниками компании (ст. 12 Конвенции МОТ от 11.07.1947 № 81 «Об инспекции труда…»).

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

  • Основания
  • Полномочия
  • Длительность
  • Документы
    • Нарушения
    • Трудовые договоры
    • График отпусков
  • Результат
  • Взыскания

Проверка призвана выявить нарушения трудового законодательства, допущенные в отношении прав сотрудников и обеспечения их безопасности на рабочем месте.

Совершаемая вне графика, она приносит много неприятностей должностным лицам, так как оставляет мало времени на ее подготовку. Руководитель компании уведомляется о проведении внеплановой проверки за сутки до ее начала (ч.
16 ст. 10 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г.).

Однако, если имеются данные о ситуации, угрожающей здоровью и жизни человека, расследование будет совершено немедленно, без отправки извещения (ч. 9 ст. 360 ТК РФ).

Возможна ли проверка организации по жалобе работника

  • Толчком для внеплановой проверки (ограничения по частоте таких проверок законом не предусмотрено) может стать:
  • Окончание срока исполнения предписания с прошлой проверки;
  • Выход приказа на основании поручения прокуратуры;
  • Задержка работодателем заработной платы, а также выдача ее не в полном объеме;
  • Начисление зарплаты ниже предусмотренного законом минимума;
  • Нарушение Трудового Кодекса РФ, вызвавшее угрозу здоровью сотрудников;
  • Поступление жалоб от сотрудников о нарушении их прав, указанных в ТК РФ или запроса на проверку условий труда (инспекция не рассматривает анонимные обращения, но действовать она должна конфиденциально, не афишируя, по чьей жалобе проверка организована).

Что проверяет трудовая инспекция Под проверку попадает соблюдение на предприятии любых норм трудового законодательства.

Важно

Для начала проверки в любой форме необходим приказ на ее проведение. В силу ч. 9 ст. 360 ТК РФ работодатель о проведении проверки по жалобе сотрудника не уведомляется. Любая внеплановая проверка ГИТ длится не более 20 рабочих дней.

Источник: http://2440453.ru/proverka-trudovoj-inspektsii-pri-zhalobe-rabotnika/

Что проверяет прокуратура

Регламент проверки сотрудниками прокуратуры. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Не прочитано

Ключевые проблемы

  • Что будет поводом для прокурорской проверки?
  • Как проходит проверка?
  • Какие полномочия и права есть у прокуроров?

Илья БРОВКИН, специалист по охране труда ОАО «Пензтяжпромарматура» (Пенза)

Проверка прокуратуры может настигнуть любого работодателя. При этом прокуроры могут проверять исполнение трудового законодательства, привлекая к проверке Государственную трудовую инспекцию, Роспотребнадзор, Ростехнадзор и т. д. Какие права есть у сотрудников прокуратуры и к чему готовиться работодателю? Разберемся подробнее.

Самые необходимые нормативные акты по этой теме вы найдете здесь.

Что будет поводом для прокурорской проверки

Прокуратура призвана контролировать исполнение законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Поводом для прокурорской проверки может быть:

  • задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокурору предписано комплексно проверить исполнение трудового законодательства на определенной территории или на предприятии;
  • необходимость плановой проверки;
  • указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения трудового законодательства в организации при получении сведений о нарушениях (необходимость внеплановой проверки);
  • материалы СМИ о нарушениях трудового законодательства (это повод для внеплановой проверки, и ее может инициировать, помимо руководителя прокуратуры, работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора);
  • обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное) с информацией о нарушении законодательства в организации.

«Кто и как проверяет нормы охраны труда в организации» (№ 1, 2013)

Как проходит проверка

В прокурорской проверке могут быть задействованы многие. Поэтому о ее начале работодателя уведомляют заранее. Проверка начинается с предъявления представителем прокуратуры служебного удостоверения и документов, обосновывающих проверку. Если хотя бы один из этих документов отсутствует, то проверка считается незаконной и представители организации вправе отказать в ее проведении.

Прокуроры проверяют документы, материалы и другие сведения, касающиеся обращения о нарушениях. Иногда по запросу прокуратуры с документов и материалов снимаются копии. У должностных лиц и граждан, связанных с обращением, берутся письменные объяснения.

Если представители прокуратуры выявляют нарушение, они выносят представление с требованием его устранить, возбуждают административное дело, а материалы направляют в Государственную инспекцию труда для принятия мер реагирования – наложения штрафов, приостановления деятельности и т. д.

По всем выявленным нарушениям прокуратура составляет акт прокурорского надзора. Его передают в тот орган или тому должностному лицу, у которого есть полномочия для устранения допущенных нарушений. В течение месяца организация должна представить в прокуратуру отчет об устранении выявленных замечаний.

Какие организации прокуратура может привлечь в помощь при проверке

Прокуратура вправе привлекать к проверке различных специалистов1. Ведь на практике прокуроры не обладают специальными знаниями в узких отраслях (например, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников).

На практике прокуратура может привлечь к совместной проверке Государственную инспекцию труда и другие органы, причастные к регулированию трудовых отношений. Например, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор и т. д. Это поднадзорные субъекты прокуратуры, которые обязаны предоставлять своих специалистов по требованию.

Таким образом, прокуратура может проверять исполнение трудового законодательства, используя различные подходы. И если трудовые инспекторы по итогам проверки обычно возбуждают производство об административном правонарушении по статьям 5.27, 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях, то органы прокуратуры не ограничиваются этими статьями.

«Проверки Ростехнадзора. Что проверяют инспекторы» (№ 4, 2014)

В прокуратуру Симбирского района поступило сообщение из органов полиции об обращении работника ООО «Инвест» в больницу с травмой. Чтобы выяснить причины и обстоятельства инцидента, прокуратура передала материалы в Государственную инспекцию труда.

Вышедший на проверку инспектор установил, что слесари-ремонтники ООО «Инвест» Петров А. В. и Никифоров И. А., закончив ремонт крана-штабелера (находящегося на высоте пяти метров), спускались по стеллажам с готовой продукцией. Петров потерял равновесие и упал на бетонный пол с высоты трех метров. В результате падения он получил травму правой ноги и закрытую черепно-мозговую травму.

Петров был принят на работу за несколько дней до несчастного случая. Он не прошел инструктаж на рабочем месте и обучение по охране труда при работе на высоте.

На выполнение данной работы не выдавался наряд-допуск, несмотря на то, что она относится к опасным. На рабочем месте не было лестницы для подъема и спуска. Кроме того, на месте работ не было мастера ремонтного участка Маркина И. П.

, поручившего Никифорову и Петрову ремонт крана-штабелера. Расследование данного случая в организации не проводилось.

По результатам проверки в отношении ООО «Инвест» было возбуждено административное дело по статье 15.34 Кодекса об административных правонарушениях и на организацию был наложен штраф в размере 10 000 рублей. Материалы проверки направили в прокуратуру.

По требованию прокуратуры в отношении Маркина было возбуждено уголовное дело по статье 143 Уголовного кодекса и назначено наказание – один год лишения свободы и штраф в размере 150 000 рублей.

Прокуратура не подменяет другие контролирующие органы2 и не проводит самостоятельно плановые проверки организаций, кроме случаев прямого надзора, о которых говорилось в начале статьи. Органы прокуратуры только участвуют в планировании проверок, а также контролируют исполнение планов.

Какие полномочия и права есть у прокуроров

При проверках прокуратура имеет особые права3:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения организации, получать доступ к ее документам и материалам;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц организации предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения законов.

Есть требования, которым прокуратура должна четко следовать.

  • Нельзя вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность организации. То есть разрешено просматривать только те документы, которые напрямую относятся к обращению.
  • Необходимо соблюдать сроки рассмотрения обращений о нарушениях закона в организации. По общему правилу, результат должен быть представлен заявителю спустя 30 дней с момента обращения.
  • Нужно соблюдать установленные формы прокурорского реагирования: протест, представление, постановление прокурора. Если получены сведения о готовящихся противоправных деяниях, прокурор должен направить предостережение о недопустимости нарушения закона.

За умышленное невыполнение законных требований прокурора грозит ответственность (ст. 17.7 КоАП РФ):

  • для граждан – штраф от 1000 до 1500 рублей;
  • для должностных лиц – штраф от 2000 до 3000 рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;
  • для организаций – штраф от 50 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Дмитрий КАЗАНЦЕВ, 

старший юрисконсульт ОАО «Центр развития экономики» – В2В-Center (Москва)

Если своевременно не предоставить прокурору информацию, необходимую для проверки, организации грозит штраф до 5000 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ). За невыполнение в срок представления прокуратуры можно поплатиться штрафом: для должностного лица – от 1000 до 2000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет, для организации – от 10 000 до 20 000 рублей (п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Ответы на ваши вопросы

Может ли сводная ведомость стать причиной проверки?

Может ли сводная ведомость результатов спецоценки, направленная в ГИТ, стать причиной для проведения внеплановой проверки в организации?
Кира ПАРШИНА, специалист по охране труда (Санкт-Петербург)

Внеплановая проверка может проводиться, если получены сведения о причинении вреда жизни и здоровью работников или о возможном риске причинения такого вреда4.

Сводная ведомость результатов спецоценки вполне может содержать такие сведения. Например, если условия труда признаны вредными или опасными, неправильно установлен размер компенсаций, не выданы полагающиеся СИЗ и т. д.

Таким образом, сводная ведомость может инициировать внеплановую проверку.

Документы за какой срок понадобятся при проверке?

При проверке инспекторы проверяют только актуальные документы по охране труда или за несколько прошедших лет?
Дмитрий ЖЕРДИН, индивидуальный предприниматель (Саратов)

Законом не установлена давность документов, которые вправе проверять инспекторы. Одно выявленное нарушение может повлечь проверку документов за несколько прошедших лет. Поэтому инспекторы вправе запрашивать документы по охране труда любой давности.

Однако постановление об административном нарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев с момента правонарушения. То есть инспектор не вправе выдать постановление по нарушениям, которые произошли давно и по которым срок давности является общим (п. 1 ст.

24.5 КоАП РФ).

Может ли предписание инспектора дублировать существующий план мероприятий по охране труда?

После внеплановой проверки трудовой инспектор выдал предписание об устранении нарушений. Оно фактически дублирует план мероприятий по улучшению условий труда. Не является ли это нарушением?
Елена ЦИМЕР, специалист по охране труда (Смоленск)

Нет, это не является нарушением. Если основанием проверки стала жалоба о невыполнении существующего плана мероприятий по охране труда, то инспектор вправе выдать предписание, дублирующее существующий план.

По истечении срока выполнения предписания работодатель должен представить в ГИТ сведения, подтверждающие, что оно выполнено хотя бы по части пунктов, а также скорректировать и заново утвердить план мероприятий по охране труда.

Иначе стоит ожидать повторной проверки и нового предписания.

Задайте свой вопрос!

Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас. Ответ вы получите в следующем номере.

Самые необходимые нормативные акты

ДокументПоможет вам
Статья 15.34 КоАП РФУзнать, что грозит за сокрытие страхового случая
Статья 17.7 КоАП РФВспомнить, какое наказание грозит за невыполнение законных требований прокурора
Статья 19.5 КоАП РФВыяснить, что будет, если не выполнить представление прокурора
Статья 19.7 КоАП РФПонять, как накажут за непредоставление информации, необходимой для проверки
Статья 24.5 КоАП РФУточнить сроки давности привлечения к административной ответственности
Статья 143 УК РФПонять, чем обернется нарушение требований охраны труда
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1Разобраться, как проходят проверки прокуратуры
Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1Узнать, как обжаловать действия прокурора

1 Прокурорская проверка может проводиться, например, по заданию вышестоящей прокуратуры, по сообщениям в СМИ, а также по обращениям граждан по поводу нарушения их трудовых прав.

2 Перед началом проверки прокурор должен предъявить служебное удостоверение и документы, обосновывающие проверку.

3 Прокуратура может привлекать к проверке узкопрофильных специалистов, а также органы госнадзора – ГИТ, Ростехнадзор, Роспотребнадзор и т. д.

4 За умышленное невыполнение требований прокурора, предоставление ложной информации и невыполнение прокурорского представления работодателю грозит штраф или дисквалификация.

Звезда
за правильный ответ

Неправильно

Правильно!

Вправе ли прокурор вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность предприятия:

вправе, если на то есть разрешение вышестоящей прокуратуры

вправе, по согласованию с работодателем

Источник: https://e.otruda.ru/389958

О проверках прокуратуры: внеплановая без предупреждения, может ли проводить

Регламент проверки сотрудниками прокуратуры. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Прокурорские проверки направлены осуществлять контроль над исполнением законов и выявлением фактов их грубого нарушения. Такое право обосновано Федеральным Законом №294 от 2008-года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении надзора и муниципального контроля».

Проверочные действия выполняются на основе поступающей извне информации или по инициативе прокуратуры. Помимо этого, есть плановые и внеплановые проверки. Если нет информационного повода из других источников, то субъектам следует готовиться только к плановой проверке. Это положение закреплено в статье 9 вышеупомянутого закона.

Что и кого может проверять прокуратура

Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.

О прокурорской проверке не предупреждают

Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика.

Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними.

Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.

Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

Существует три вида проверок:

  • выездная;
  • не выездная;
  • по факту жалобы.

Сроки осуществления мероприятия

Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.

Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений — образец

Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:

  • допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
  • сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
  • на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
  • если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.

Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения

Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:

  • проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
  • проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
  • контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
  • контролировать деятельность судебных приставов;
  • проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
  • осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
  • проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
  • осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.

Ответ на запрос прокуратуры о предоставлении информации — образец

Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.

Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.

Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.

Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения

Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное.  Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.

Жалобы могут поступать от:

  • недовольных клиентов;
  • партнеров по бизнесу и контрагентов;
  • правоохранительных органов;
  • анонимны источников;
  • публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.

Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.

Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.

Например, это:

  • подозрение в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих национальной безопасности;
  • нарушения миграционного характера и т.д.

Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.

Руководитель может сотрудничать с прокурором

Итоги проведения проверки прокуратурой

Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.

Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:

  • в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
  • если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
  • замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.

Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.

Деятельность прокуратуры по защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/proverki-prokuratury.html

Помогаем кадровику пройти совместную проверку инспекции труда и прокуратуры

Регламент проверки сотрудниками прокуратуры. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Не прочитано

Государственная инспекция труда (далее – ГИТ) проводит проверки, чтобы выяснить, как работодатель соблюдает законодательство о труде и охране труда. Прокурорские работники могут осуществлять контроль и надзор за законностью во всех сферах деятельности компании.

И инспекторы ГИТ, и работники прокуратуры обязаны соблюдать определенную процедуру, установленную законом. О ней важно знать кадровику, чтобы обезопасить себя от неправомерных претензий со стороны проверяющих.

Каковы их полномочия при совместной проверке? Какие документы могут затребовать у работодателя? Кто вправе привлечь компанию к ответственности в случае нарушений?

Основания для проверки

Сотрудники ГИТ и прокуратуры действуют, как правило, совместно, если:

– произошел несчастный случай (массовый или с летальным исходом);

– образовалась большая задолженность по заработной плате (за период более двух месяцев);

– рассматривается дело об административном правонарушении (по постановлению прокурора, направленному в ГИТ).

О начале внеплановой выездной проверки компанию должны известить любым доступным способом не менее чем за 24 часа (ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ), но если проверка проводится по заявлению сотрудника о нарушении его трудовых прав или по запросу работника о проведении проверки условий труда на его рабочем месте, предварительно уведомлять организацию о ней запрещено (ч. девятая ст. 360 ТК РФ).

Полномочия проверяющих

В начале любой проверки работник прокуратуры должен предъявить служебное удостоверение (ст. 22 Закона № 2202-1), а инспектор ГИТ – удостоверение и копию распоряжения о проверке (ст. 360 ТК РФ, ч. 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ).

Документ должен быть издан по установленной форме1 и подписан руководителем или заместителем руководителя ГИТ. При проведении проверки трудовые инспекторы должны руководствоваться положениями Трудового кодекса и Закона № 294-ФЗ, а прокурорские работники – Закона № 2202-1.

Полномочия проверяющих и документы, которые они издают по результатам проверки, различны. Инспектор труда всегда составляет акт о результатах проверки, а у сотрудников прокуратуры такой обязанности нет.

Если выявлены нарушения трудового законодательства, инспектор ГИТ составляет протокол и рассматривает дело об административном правонарушении, а работник прокуратуры выносит постановление и направляет его в ГИТ.

Документы в тему

ДокументПоможет вам
Конвенция Международной организации труда от 11 июля 1947 г. № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле»Убедиться, что инспекторы труда могут проверять организацию так долго, как этого требуют обстоятельства
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ)Узнать, в каком порядке проводятся проверки
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон № 2202-1)Уточнить, каковы полномочия сотрудников прокуратуры
Глава 57 ТК РФВыяснить, каковы полномочия государственных инспекторов труда
Приказ Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”» (далее – Приказ Минэкономразвития России № 141)Изучить, как должны быть оформлены распоряжения о проверке; акт, составляемый по ее результатам; журнал учета проверок
Статьи 19.4, 19.4.1, 19.5, 19.7 КоАП РФУточнить, какая административная ответственность грозит работодателю, если он будет препятствовать проведению проверки

Какие документы должен представить работодатель во время проверки

Проверки, в зависимости от места их проведения, принято делить на документарные и выездные (ст. 11 и 12 Закона № 294-ФЗ). В первом случае работодатель должен представить документы в проверяющую организацию, а во втором сотрудники ГИТ и прокуратуры приедут сами.

При документарной проверке в первую очередь рассматриваются материалы, уже имеющиеся в распоряжении проверяющих органов. Например, если в организации проводилась плановая проверка и после нее поступила жалоба от работника, то в первую очередь будут изучены документы, представленные ранее.

Если они не содержат необходимой информации, то сотрудники ГИТ и прокуратуры направляют мотивированный запрос с требованием представить другие документы для изучения. К нему прилагают заверенную печатью копию распоряжения о проверке.

Так, у компании могут запросить копии штатного расписания, графика отпусков, трудовых договоров, табелей учета рабочего времени и т. п.

После того как сформирован пакет документов, нужно составить их опись, сопроводительное письмо (образец выше) и направить затребованные документы в течение 10 рабочих дней со дня получения мотивированного запроса (ст. 12 Закона № 294-ФЗ).

Во время выездной проверки работодатель обязан обеспечить проверяющим доступ на свою территорию, а также возможность ознакомиться с необходимыми документами (ст. 11 Закона № 294-ФЗ и ст. 22 Закона № 2202-1).

Запрошенные материалы должны быть связаны с предметом проверки. Документы работодатель вправе представить в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и подписью руководителя, либо в электронной форме2 (ч. 6 ст. 11 Закона № 294-ФЗ).

Во время любой проверки необходимо выполнять законные требования проверяющих, в противном случае организацию и должностных лиц могут привлечь к административной ответственности.

Грубые нарушения, из-за которых результаты проверки могут быть отменены

НарушениеНорма
Несоблюдение сроков проведения плановых проверокЧасть 2 ст. 9 Закона № 294-ФЗ
Проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный планЧасть 3 ст. 9 Закона № 294-ФЗ
Несоблюдение сроков уведомления о проведении проверкиЧасть 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона № 294-ФЗ
Привлечение к проведению мероприятий по контролю неаккредитованных граждан и организацийПункт 7 ст. 2 Закона № 294-ФЗ
Отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверкиПункт 2 ч. 2, ч. 3 ст. 10 Закона № 294-ФЗ
Несогласование с органами прокуратуры внеплановой выездной проверкиЧасть 5 ст. 10 Закона № 294-ФЗ
Нарушение сроков и времени проведения плановых выездных проверок субъектов малого предпринимательстваЧасть 2 ст. 13 Закона № 294-ФЗ
Проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя органа государственного или муниципального контроля (его заместителя)Часть 1 ст. 14 Закона № 294-ФЗ
Затребование документов, не относящихся к предмету проверкиПункт 3 ст. 15 Закона № 294-ФЗ
Превышение установленных сроков при проведении проверкиПункт 6 ст. 15 Закона № 294-ФЗ
Непредставление акта проверкиЧасть 4 ст. 16 Закона № 294-ФЗ
Проведение выездной проверки с участием экспертов и экспертных организаций, состоящих в гражданско-правовых и трудовых отношениях с компаниями и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых проводится эта проверкаЧасть 3 ст. 12 Закона № 294-ФЗ

Как оформляют результаты проверки

Результаты проверки инспектор ГИТ изложит в акте, который имеет типовую форму3 (ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Акт проверки должен составляться непосредственно после ее завершения в двух экземплярах (ст. 16 Закона № 294-ФЗ). Один из них вручается руководителю (уполномоченному лицу) проверяемой организации под роспись.

Работодатели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме4. Проверяющие вносят в него отметку о каждой проведенной проверке и о документах, составленных по ее результатам.

Если проверка проведена с грубым нарушением требований закона, ее результаты подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления компании.

Действия работодателя по результатам проверки

Если компания не согласна с результатами проверки, у нее есть 10 дней, чтобы их обжаловать. Решения проверяющих можно обжаловать у вышестоящего руководителя проверяющего, руководителя ведомства или в суде.

Если при проверке выявлены нарушения и инспектор труда выдал предписание об их устранении, организация должна выполнить его в указанный срок.

Затем нужно известить инспектора об устранении нарушений, направив письмо и приложив к нему копии подтверждающих документов.

Если организацию или должностное лицо привлекли к административной ответственности в виде штрафа, его нужно оплатить в течение месяца после вступления постановления в законную силу5 и сообщить об этом в ГИТ.

Запомните главное

Отмечают эксперты, которые приняли участие в подготовке материала:

Татьяна ВАСИЛЬЕВА,

юрист, ведущий эксперт журнала «Кадровое дело»:

– В ходе внеплановой проверки, которая проводится по жалобе работника, у работодателя могут запросить любые документы, относящиеся к делу. Перед передачей комплекта документов составьте их опись, сопроводительное письмо и попросите проверяющих проставить на них отметку о получении.

Дмитрий КАЗАНЦЕВ,

юрист, эксперт журнала «Кадровое дело»:

– Если по результатам проверки выдано предписание об устранении выявленных нарушений, организация должна сделать это в установленные в нем сроки. О выполнении предписания обязательно сообщите в инспекцию труда, приложив к письму копии подтверждающих документов.

Источник: https://e.kdelo.ru/304894

Прокурорская проверка

Регламент проверки сотрудниками прокуратуры. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Вместо эпиграфа приведу выдержку из Указа Петра I «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных».

Прокурорская проверка. Эти слова зачастую заставляют насторожиться не только представителей предпринимательства, но и работников государственных органов, органов местного самоуправления и прочих учреждений и организаций.

Давайте разберём, что же такое «прокурорская проверка», какими полномочиями обладают прокурорские работники, и самое главное – где пределы этих полномочий.

Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимую органами прокуратуры.

Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором.

Поводом для проведения проверки может служить обращение гражданина, сообщение в СМИ, материалы гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Под предметом проверки необходимо понимать то, что, собственно говоря, проверяется и за какой период времени.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) относит к подведомственности прокуратуры всё то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов.

В Законе прямо указано: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы». Проверяемый период законодательно не установлен, однако следует руководствоваться принципами разумности и правовой определённости

Полномочия прокурора приведены в п. 1 ст. 22 Закона:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и учреждений;

— иметь доступ к их документам и материалам;

— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Под прокурорами, которые вправе проводить проверки и осуществлять предусмотренные Законом полномочия, понимаются прокуроры, их заместители и помощники.

https://www.youtube.com/watch?v=YkJcX1LsyGA

При проведении проверки должны быть исключено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место, не допускаться факты возложения на представителей проверяемых организаций обязанностей по предоставлению сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за её пределы, а также не предусмотренных законодательством о статистических данных. Сроки предоставления документов прокурорским работникам должны быть разумными, требования к форме и содержанию таких документов чёткими и понятными.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации сроки проверки проведения прокурорской проверки Законом не установлены, однако эти сроки не могут превышать сроков, установленных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45).

Поскольку основаниями для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие из СМИ, от граждан, должностных лиц и пр., то на их рассмотрение и проверку отводится 30 дней со дня из регистрации. В исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем, но не более чем на 30 дней.

Прокурорская проверка может не выявить нарушений в работе учреждения. В случае же выявления нарушений прокурор вправе:

— внести представление с требованием устранить нарушение;

— внести предостережение о недопустимости нарушений;

— обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

Если в ходе проверки будут выявлены иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то прокуратурой будут реализованы полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении либо соответствующие материалы будут в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Новый порядок проведения прокурорской проверки

Под прокурором в данном случае понимаются прокуроры либо его заместители. Помощник прокурора вправе вынести лишь постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Универсальной схемы действий в случае проведения прокурорской проверки не существует. Однако можно выделить моменты, на которых следует заострить внимание, чтобы в последующем грамотно обосновать свою правовую позицию.

Прокурорский работник обязан предъявить удостоверение и хотя бы устно (что вполне допустимо) разъяснить предмет проверки.

Если он забыл это сделать, следует напомнить об этом письменно, кроме того, можно запросить документ, на основании которого проводится проверка, сославшись на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.

2000 N 3-П, благодаря которому в Закон внесены изменения, предусматривающие возможность ознакомления с материалами проверки (старая редакция это запрещала с размытыми оговорками).

Если проверяющий запрашивает документы, которые не относятся по Вашему мнению к предмету проверки или его компетенции, то можно предоставить эти документы (разумеется получив письменное подтверждение данного факта) и обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд. Либо отказаться предоставлять эти документы, но тогда быть готовым доказать незаконность этих требований, чтобы избежать привлечения к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора.

В случае, когда прокурор просит предоставить неопределённый перечень документов за весьма продолжительный период времени, следует потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов, разъяснив при этом, что требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. Письменный отказ с указанием причин направить в прокуратуру, отметив, что Вы готовы предоставить все необходимые документы после уточнения их перечня.

Любой отказ в предоставлении прокурору информации, документов либо наоборот факт передачи каких-либо материалов должны быть письменно зафиксированы.

Если же проверяющий прокурорский работник желает опросить кого-либо из представителей организации, то своим работникам необходимо разъяснить, что по смыслу статьи 51 Конституции РФ давать объяснения – это право, а не обязанность.

После окончания проверки в течение месяца при выявлении нарушений прокурор может направить в Ваш адрес представление либо предостережение.

При получении одного из указанных актов прокурорского реагирования, если Вы согласны с выявленными нарушениями, необходимо устранить их и в течение месяца сообщить прокурору о результатах.

Если Вы не согласны с представлением (предостережением), нужно обжаловать их в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заявление об оспаривании акта прокурорского реагирования необходимо подать в суд в течение трёх месяцев со дня его получения (ст. 256 ГПК РФ).

Обжалование действий прокурора вышестоящему должностному лицу может не принести желаемого результата, кроме того, ожидая ответа можно пропустить предусмотренный законом срок для обращения в суд.

Источник: https://berkutgun.ru/prokurorskaja-proverka/

Граждан вопрос
Добавить комментарий