Требования к информационным системам персональных данных. Акт определения уровня защищенности пдн при их обработке в испдн

Как определить уровень защищенности информационных систем

Требования к информационным системам персональных данных. Акт определения уровня защищенности пдн при их обработке в испдн

Правительство Российской Федерации устанавливает перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

На данный момент требования к защите персональных данных при их обработке в информационных системах установлены постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 N 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Постановление пришло на смену утратившему силу постановлению Правительства РФ от 17.11.2007 N 781 «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» и приказу ФСТЭК России, ФСБ России и Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г.

N 55/86/20, который утверждал порядок классификации ИСПДн.

Таким образом, сейчас перечень обязательных организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных определяется в соответствии с установленным для информационной системы уровнем защищенности персональных данных.

В свою очередь уровни защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах определяются исходя из следующих условий:

1) категория субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются в информационной системе: сотрудники или иные лица;

2) количество субъектов персональных данных, чьи персональные данные обрабатываются в информационной системе: до 100 000 или более 100 000;

3) категория персональных данных, обрабатываемых в информационной системе:

  • специальные,
  • биометрические,
  • общедоступные,
  • иные;

4) тип актуальных угроз безопасности персональных данных:

  • актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных возможностей в системном программном обеспечении;
  • актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных возможностей в прикладном программном обеспечении;
  • актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных возможностей в системном и прикладном программном обеспечении.

Чем выше определен уровень защищенности персональных данных, тем больше мер по обеспечению безопасности персональных данных требуется выполнить.

Если по ошибке определить более высокий уровень защищенности, то, соответственно, придется строить более дорогую систему защиты персональных данных.

Рассмотрим типовые варианты информационных систем, которые используются в большинстве медицинских учреждений.

Защита типовой системы: скромно и со вкусом

Организация защиты информации в медицинском учреждении строится на общих принципах защиты ИСПДн. Например, практически в любом учреждении здравоохранения установлена типовая информационная система персональных данных для учета кадров и расчета зарплаты.

Субъекты обработки персональных данных в этом случае — сотрудники организации, а цель обработки ПДн — обеспечение соблюдения в отношении сотрудника законодательства Российской Федерации в сфере трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

В такой информационной системе не ведется обработка биометрических или специальных категорий персональных данных, а значит, определение уровня защищенности будет зависеть от актуальных угроз безопасности персональных данных, определенных для данной информационной системы.

В большинстве случаев для подобного рода информационных систем актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, а следовательно, в информационной системе необходимо будет обеспечить четвертый уровень защищенности персональных данных, т. е. потребуется выполнение минимального перечня организационных и технических мер.

ИС федерального масштаба: все, как у людей

Федеральный регистр медицинских работников (ФРМР) — система, предназначенная для сбора, хранения и обработки данных учета медицинского персонала субъектов Российской Федерации, а также для контроля распределения и перемещений медперсонала. Как и в описанной выше информационной системе, в ФРМР не ведется обработка биометрических или специальных категорий персональных данных, и при схожих характеристиках в ФРМР требуется обеспечить такой же уровень защищенности.

Несмотря на то что категория субъектов ПДн и обрабатываемые данные в обеих системах практически аналогичны, объединять их в одну ИС все же не стоит, поскольку цели обработки ПДн в первом случае — это исполнение требований трудового законодательства, а во втором — требований Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Медицинские информационные системы: зона особого внимания

С помощью медицинских информационных систем сотрудники медицинских организаций решают целый ряд задач:

  • ведут электронные амбулаторные карты, электронную регистратуру;
  • обрабатывают данные медицинских исследований в цифровой форме;
  • собирают и хранят данные мониторинга состояния пациента с медицинских приборов;
  • используют как средство общения между сотрудниками;
  • анализируют финансовую и административную информацию.

При определении уровня защиты для медицинских информационных систем следует принимать во внимание ряд факторов:

  • в МИС обрабатываются ПДн специальной категории (состояние здоровья, диагнозы, данные с медицинских приборов и т. д.);
  • субъекты ПДн не являются сотрудниками организации, и их количество может варьироваться.

В зависимости от количества обрабатываемых субъектов персональных данных и типа актуальных угроз безопасности в МИС требуется обеспечить второй или третий уровень защищенности персональных данных.

Прочие информационные системы в сфере здравоохранения

В зависимости от инфраструктуры и задач учреждения в организации могут функционировать и иные ИС. Для них действует точно такой же алгоритм определения требуемого уровня защищенности ПДн, что и для систем, речь о которых шла выше.

Если субъекты и цель обработки ПДн в нескольких информационных системах совпадают, то их можно объединить и выстроить для них единую систему защиты персональных данных.

В заключение напомним, что уровень защищенности персональных данных в информационных системах определяется оператором персональных данных самостоятельно, а следовательно, и выбор организационных и технических мер по защите персональных данных лежит на плечах оператора.

Однако не стоит забывать, что завышение уровня защищенности приведет к увеличению стоимости системы защиты персональных данных, а занижение уровня защищенности персональных данных является нарушением.

Дабы не ломать себе голову вопросом «а правильно ли я классифицировал ИС?», доверьтесь профессионалам.

Специалисты «Контур-Безопасность»

  • составят модель угроз
  • классифицируют информационную систему
  • помогут выбрать оптимальные средства защиты
  • грамотно выстроят систему защиты

Узнать больше

Максим Малкиев, эксперт по защите информационных систем персональных данных компании «СКБ Контур», проект «Контур-Безопасность»

Источник: https://kontur.ru/articles/1940

Определение уровня защищенности испдн. Акт определения уровня защищенности пдн при их обработке в испдн

Требования к информационным системам персональных данных. Акт определения уровня защищенности пдн при их обработке в испдн

15 мая 2013 года Минюст наконец-то зарегистрировал приказ ФСТЭК № 21 от 18 февраля 2013 «Об утверждении Состава и содержания организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

Почему же «долгожданный»? Да потому, что с момента выхода постановления Правительства РФ № 1119 (1 ноября 2012 года) любые вопросы по технической защите персональных данных оказались в неопределенно-подвешенном состоянии.

Получилось так: новым постановлением отменены старые классы информационных систем персональных данных (ИСПДн) и введено понятие «Уровни защищенности ИСПДн», но как и чем защищаться в каждом конкретном случае как раз и должен был нам рассказать новый приказ ФСТЭК, который мы ждали «каких-то» полгода.

Сразу после опубликования нового приказа по Интернету прокатилась волна восторженных отзывов о новом документе. Мол, это огромный шаг вперед в сфере законодательства по защите персональных данных.

В какой-то мере это действительно так (учитывая то, что предыдущие документы выходили сразу морально устаревшими и не учитывали многих нюансов функционирования современных информационных систем – мобильные платформы, виртуализация и тд), но, лично у меня к новому документу есть масса претензий.

В этой статье я постараюсь простым языком проанализировать новый документ ФСТЭК России, взвесить его плюсы и минусы, а также постараться ответить на вопрос «что же теперь делать операторам персональных данных?».

Что из себя представляет документ в целом

В целом, это действительно шаг вперед в плане законотворчества в сфере защиты персональных данных.

Наконец-то в списке мер мы увидели упоминание мобильных устройств и средств виртуализации, чего раньше законодатели тщательно старались избегать.

Наконец-то нет обязаловки как в прошлом приказе: «Если у тебя ИСПДн 1 класса, тебе нужно потратить n денег на средства защиты информации, если 2 класса, то n-m денег, а если 3 класса, то n-m-k денег.».

Сейчас ситуация такая: у нас есть 15 групп различных технических и организационных мер, в каждой группе от 2 до 20 различных мер, напротив каждой меры отмечено, является ли эта мера базовой (я буду их называть далее условно обязательными) для определенного уровня защищенности (если стоит плюс, то мера базовая, если нет – компенсирующая). Тут нужно заметить, что в перечне есть немало мер, которые могут быть только компенсирующими, то есть не отмечены плюсом ни для одного из четырех уровней защищенности.

Оператор персональных данных действует по следующему алгоритму: – определяет уровень защищенности своей ИСПДн согласно ПП 1119; – выбирает все меры, которые отмечены плюсом для выбранного уровня защищенности (базовые меры); – убирает из полученного списка меры, которые связаны с технологиями, не используемыми в ИСПДн (например, убираем меры для защиты виртуальной инфраструктуры, если средства виртуализации не используются); – смотрит на полученный список мер и сравнивает с актуальными угрозами в модели угроз, если выбранными мерами нейтрализуются не все актуальные угрозы, добавляет в список компенсирующие меры, необходимые для нейтрализации всех оставшихся угроз; – добавляет к полученному списку меры, определенные в других нормативных актах (например в ПП № 1119 есть небольшое количестве мер, а также есть общие требования в ФЗ-152), после чего получает итоговый список мер, которые нужно выполнить;

– выполняет меры из окончательного списка…

Вроде бы все просто: определяем уровень защищенности, рисуем модель угроз, выбираем и уточняем меры из нового приказа ФСТЭК, выполняем эти меры и у нас комар носа не подточит. Но…

Ложка дегтя

Собственно здесь начинается критика как нового документа, так и остального законодательства в целом.

Проблемы у 21 приказа ФСТЭК в целом такие же как и у многих других законодательных документов – использование размытых формулировок, возможность двоякого толкования текста, отсутствие пояснений там, где они жизненно необходимы.

Понять как тщательно готовился документ и сколько раз его перечитывали и редактировали за эти полгода можно уже по тому факту, что после четвертого пункта в приказе сразу идет шестой… Ну ладно, это придирки, а что есть по существу?

Непонятки начинаются с классики жанра, которая тянется с незапамятных времен. Пункт 2 документа гласит, что для выполнения работ по защите ПДн могут привлекаться организации, имеющие лицензию на техническую защиту конфиденциальной информации (ТЗКИ).


Эта фраза кочует из документа в документ ФСТЭК уже давно, но что значит «могут» однозначного ответа так и нет. Естественно, ушлые интеграторы будут трактовать это как «могут привлекать сторонние организации, если сами не имеют лицензию на ТЗКИ».

Формально, они будут правы, потому что если копнуть другие нормативные акты, выясняется, что под ТЗКИ попадает даже банальная установка антивируса, а в положении о лицензировании касаемо ТЗКИ нет оговорки о том, что лицензия не нужна если работы проводятся для личных нужд.

Но операторы не любят выкидывать деньги на ветер и, к несчастью ушлых интеграторов, включают здравый смысл и трактуют это предложение как «могут привлекать, а могут и сами сделать». Это первое место, где не помешало бы более конкретно описать условия привлечения сторонних организаций.

Едем дальше. Пункт 3 говорит нам о том, что меры по обеспечению безопасности ПДн должны быть направлены на нейтрализацию актуальных угроз безопасности. С другой стороны ФЗ-152 говорит нам о том, что организационные и технические меры применяются для выполнения требований по защите ПДн. Так все-таки, есть у нас свобода или очередная обязаловка? Опять необходимо разъяснение.

Далее. Шестой пункт гласит о том, что раз в 3 года оператор самостоятельно или с привлечением сторонних организаций должен проводить оценку эффективности реализованных мер защиты ПДн. Тут получилось как с оценкой вреда субъекту персональных данных в 152-ФЗ.

Получается, что оценку провести нужно, а какой-либо методики проведения такой оценки нет.

А может быть оценка эффективности является заменой аттестации информационной системы? Тогда почему оператор может проводить ее самостоятельно, не имея лицензии на ТЗКИ?

Десятый пункт документа на первый взгляд очень многообещающий, в нем сказано “При невозможности технической реализации отдельных выбранных мер по обеспечению безопасности персональных данных, а также с учетом экономической целесообразности на этапах адаптации базового набора мер и (или) уточнения адаптированного базового набора мер могут разрабатываться иные (компенсирующие) меры, направленные на нейтрализацию актуальных угроз безопасности персональных данных“.

Казалось бы, вот оно – ссылаемся на экономическую нецелесообразность и не покупаем никаких сертифицированных средств защиты. Ну тут же нас выводит из состояния эйфории следующий абзац: «В этом случае в ходе разработки системы защиты персональных данных должно быть проведено обоснование применения компенсирующих мер для обеспечения безопасности персональных данных».

То есть вот как, просто сказать проверяющему «Мы тут с мужиками прикинули и решили, что внедрять сертифицированные СЗИ это слишком дорого и поставили бесплатный китайский антивирус» не получится. Нужно показывать какие-то бумажки, обосновывающие применение иных мер, а не базовых.

Как обосновать? Мне пока на ум приходит только проведение процедуры анализа рисков по ISO 27001, что, в случае найма для этих целей сторонней организации, само по себе может влететь в копеечку.

К тому же, еще не факт, что анализ рисков покажет, что внедрять сертифицированные СЗИ экономически нецелесообразно…

Собственно тут мы и дошли до основной части документа – приложение с перечнем мер. Тут тоже не все так просто как хотелось бы. Вроде бы и меры разбиты на группы и удобно пронумерованы, вроде бы и удобные столбики с плюсиками показывают является ли в нашем случае та или иная мера условно обязательной или нет.

Но, все равно, после изучения таблицы с мерами остается чувство неопределенности. Вот, например, пункт четвертый основного текста приказа уже не обязывает, вроде как, применять только сертифицированные СЗИ. Это хорошо. Но этот же пункт и не говорит прямым текстом, что можно применять несертифицированные СЗИ или не применять СЗИ вообще.

Вот как он звучит дословно:
Меры по обеспечению безопасности персональных данных реализуются в том числе посредством применения в информационной системе средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия, в случаях, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз безопасности персональных данных.

В то же время, первая же мера, условно обязательная для всех уровней защищенности, звучит так: «Идентификация и аутентификация пользователей, являющихся работниками оператора». Понятно, что эта мера может быть реализована и штатными средствами любой ОС.

И вроде как четвертый пункт не обязывает применять тот же Secret Net или Dallas Lock, но где гарантия, что не придет проверяющий и не скажет «Вы все не так поняли, тут должно стоять сертифицированное СЗИ, вот вам предписание»? Кто и как определяет – для нейтрализации конкретной угрозы необходимо ли сертифицированное СЗИ или можно обойтись без него? Почему нельзя написать прямым текстом, что применение сертифицированных СЗИ не обязательно, или обязательно в каких-то конкретных случаях?

Ну и формулировка самих мер иногда очень интересна. Вот например условно-обязательная мера защиты сред виртуализации для уровней защищенности от третьего и выше:
«Разбиение виртуальной инфраструктуры на сегменты для обработки персональных данных отдельным пользователем и/или группой пользователей».

По какому принципу сегментировать-то? И в чем такая необходимость? Конечно, мы можем при уточнении или адаптации набора мер выкинуть эту меру из списка, но опять же, а если проверяющий скажет «Вы все не так поняли…»?

Я очень надеюсь, что когда-нибудь представители ФСТЭК все же дадут официальные разъяснения по поводу спорных вопросов.

Вместо резюме

В общем и целом заметны попытки ФСТЭК дать большую свободу действия операторам при выборе стратегии защиты персональных данных, но размытости и неопределенности в формулировках в сочетании с неясностью позиции самого регулятора в спорных моментах, заставляют насторожиться.

Что же делать операторам сейчас?

Тем, кто уже защитил свои ИСПДн по «старому стилю», немного подредактировать свою документацию, приведя ее в соответствие действующему законодательству. В любом случае, скорее всего, ваша система защиты в техническом плане будет соответствовать и новому документу, так как раньше требования были жестче.

Остальным – классифицировать свои ИСПДн, построить модель угроз, составить список мер и, по мере возможности, их выполнять. Мониторить всевозможные новости, касающиеся разъяснений регуляторов, практики проведения проверок, мнений экспертов и общей тенденции развития законодательства в этой сфере.

В данном посте хотелось бы осветить такой документ, как Акт определения уровня защищенности ПДн при их обработке в ИСПДн. Это, если можно так сказать, перерождение Акта классификации ИСПДн. Основной камень преткновения, который я встретил, это не совсем понятная картина в том, что является законодательным инструментом в написании данного акта.

Дело в том, что ранее этот акт классификации ИСПДн писался на основании приказа ФСТЭК России, ФСБ России, Мининформсвязи России от 13 февраля 2008 г. № 55/86/20 «Об утверждении порядка проведения классификации информационных систем персональных данных», который и утверждает порядок классификации.

Но издан этот приказ в соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства №781 от 17 ноября 2007 г., которое утратило силу в связи с выходом Постановления Правительства № 1119 от 1 ноября 2012. Таким образом, приказ действующий, а вышестоящий документ – нет.

В свою очередь в ПП 1119 нет привязки к категории ИСПДн, однако есть привязка к уровню защищенности персональных данных, который должен быть обеспечен при их обработке в ИСПДн.

Источник: https://spk-rossii.ru/determining-the-level-of-security-the-act-of-determining-the-level-of-protection-pdn-during-their-processing-in-the-field/

Акт классификации ИСПДн. Классификация информационных систем персональных данных

Требования к информационным системам персональных данных. Акт определения уровня защищенности пдн при их обработке в испдн

Полезная информация

Акт классификации ИСПДн, как правило, является конфиденциальным документом, и должен иметь гриф конфиденциальности («Конфиденциально», «ДСП», «Коммерческая тайна») и учетный номер.

Для проведения классификации на предприятии должна быть создана комиссия. В состав комиссии обязательно должен входить ответственный за защиту персональных данных.

Комиссия должна быть назначена приказом руководителя и осуществлять свою деятельность на основании Положения о комиссии по классификации. По результатам классификации должен быть оформлен акт.

Акт классификации ИСПДн должен утверждаться председателем комиссии и подписываться всеми членами комиссии.

Как составить акт классификации ИСПДн

Акт классификации составляется для каждой выявленной ИСПДн. На основании полученных данных каждой ИСПДн определяется необходимый уровень защищенности персональных данных.

Это нужно для того, чтобы установить требования для обеспечения защиты информационной системы персональных данных. Определение уровня защищенности персональных данных проводится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.11.2012 г.

№1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных».

В акте указывается:

  • обрабатываемые в системе персональные данные;
  • объем обрабатываемых персональных данных;
  • тип актуальных угроз для ИСПДн;
  • структура информационной системы;
  • наличие подключений к сетям связи общего пользования и (или) сетям международного информационного обмена;
  • режим обработки персональных данных в системе;
  • разграничение прав доступа пользователей;
  • местонахождение ИСПДн;
  • уровень защищенности ПДн.

В акт классификации ИСПДн могут входить системы, в которых хранятся такие данные:

  • специальные категории персональных данных – сведения, касающиеся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни субъектов персональных данных;
  • биометрические персональные данные – сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность и которые используются оператором для установления личности субъекта персональных данных;
  • общедоступные персональные данные – сведения, полученные только из общедоступных источников персональных данных, созданных в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О персональных данных».

Довольно редко встречаются системы, в которых обрабатываются персональные данные 3 категории. Это связано с тем, что для реальных задач нужны не только данные идентифицирующие субъекта (ФИО, паспортные данные), но и дополнительная информация о нем (например, сведения о зарплате).

Наиболее часто встречаются информационные системы, в которых обрабатываются персональные данные 2 категории. Например, системы расчета заработной платы сотрудников.

Специальные категории ПДн, как правило, встречаются в учреждениях здравоохранения.

Объем обрабатываемых ПДн определяет количество субъектов, персональные данные которых обрабатываются в системе. Применяется следующая градация:

  • более чем 100 000 субъектов ПДн;
  • менее чем 100 000 субъектов ПДн.

Виды угроз безопасности персональных данных

Тип актуальных угроз для ИСПДн:

  • угрозы 1-го типа актуальны для информационной системы, если для нее в том числе актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном программном обеспечении, используемом в информационной системе;
  • угрозы 2-го типа актуальны для информационной системы, если для нее в том числе актуальны угрозы, связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в прикладном программном обеспечении, используемом в информационной системе;
  • угрозы 3-го типа актуальны для информационной системы, если для нее актуальны угрозы, не связанные с наличием недокументированных (недекларированных) возможностей в системном и прикладном программном обеспечении, используемом в информационной системе.

По типу информационные системы персональных данных, описываемые в акте классификации ИСПДн, делятся на типовые и специальные.

Типовые ИСПДн – информационные системы, в которых требуется обеспечить только конфиденциальность ПДн.

Специальные ИСПДн – информационные системы, в которых, кроме конфиденциальности, необходимо обеспечить еще хотя бы одну характеристику безопасности персональных данных (целостность, доступность).

Кроме того, к специальным системам относятся все ИСПДн, обрабатывающие данные о здоровье субъектов, и ИСПДн, в которых предусмотрено принятие решений порождающих для субъекта юридические последствия на основании автоматизированной обработки.

Большинство существующих ИСПДн – специальные. Это связано с тем, что кроме конфиденциальности также важно, чтобы ПДн были всегда доступны для обработки, целостны и достоверны. Для всех специальных систем необходимо разработать «Частную модель актуальных угроз».

Классификация информационных системы персональных данных по структуре:

  • Автономные. Представляет собой одно автоматизированное рабочее место (компьютер).
  • Локальные. Автоматизированные рабочие места (АРМ), объединенные в локальную сетью.
  • Распределенные. Автоматизированные рабочие места или локальные сети, связанные между собой при помощи технологий удаленного доступа.

По режиму обработки персональных данных в системе ИСПДн делятся на однопользовательские и многопользовательские. Однопользовательские системы – большая редкость. Как правило, даже за одним автономным рабочим местом работают минимум два человека (на случай отпусков и болезней).

Классификация многопользовательских ИСПДн делятся на:

  • Без разграничения прав доступа. В таких системах все пользователи имеют доступ ко всей информации.
  • С разграничением прав доступа. Каждый пользователь имеет доступ к строго определенной части информации в системе.

По месту нахождения ИСПДн делятся на:

  • Системы, которые полностью находятся в пределах РФ;
  • Системы которые частично или целиком находятся за пределами РФ.

На этой странице вы можете заполнить шаблон акта классификации ИСПДн и скачать готовый документ в формате Word или PDF.

Источник: https://www.freshdoc.ru/zashita_personalnyh_dannyh/docs/akts/akt_klassifikacii_ispdn/

Граждан вопрос
Добавить комментарий