Упз дт мвд. Госзакупки. Был добросовестный поставщик- станет недобросовестный. Как не попасться на эту уловку? Судебная практика по

Недобросовестные госзаказчики и как с ними бороться

Упз дт мвд. Госзакупки. Был добросовестный поставщик- станет недобросовестный. Как не попасться на эту уловку? Судебная практика по

Закупки для государственных и муниципальных нужд, и соответственно все процедуры по выбору поставщика/подрядчика, по заключению и исполнению госконтракта должны быть максимально прозрачными и открытыми.

Ведь они осуществляются на бюджетные деньги, сформированные из налоговых платежей граждан и предпринимателей. Несмотря на существование довольно таки открытой и прозрачной электронной системы zakupki.gov.

ru в ряде случаев госзаказчики все-равно умудряются ограничивать конкуренцию на рынке, используют различные коррупционные схемы и расходуют бюджетные деньги не по целевому назначению.

Для понимания масштабов рынка госзакупок стоит привести немного цифр. Согласно докладу Минэкономразвития России о результатах мониторинга применения 44-ФЗ в 1-м квартале 2017 г. объем закупок за 1-й квартал 2017 года снизился на 9% по сравнению с прошлым годом и составил 925 млрд рублей, а извещений госзаказчики разместили на сумму 1,04 трлн рублей.

Несомненно, такие огромные денежные потоки привлекают не только добросовестных поставщиков, но коррумпированные организации, прямо или косвенно аффилированные с госзаказчиками.

Нередки случаи, когда компании, участвующие в закупочных операциях на общих началах, сталкиваются с незаконными действиями уже на этапе проведения закупки.

В дальнейшем, в случае победы в закупке и подписания контракта, такую компанию могут поджидать препятствия со стороны заказчика при исполнении контракта.

Как же выполнять такой контракт? К чему готовиться при вступлении в бой с недобросовестным госзаказчиком? Давайте рассмотрим возможный порядок действий добросовестной компании в подобных ситуациях.

Заключаем контракт

К сожалению, действующее законодательство имеет множество лазеек, которыми активно пользуются недобросовестные участники правоотношений. Не исключение из правил и Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон о контрактной системе).

К примеру, одним из главных правил описания объекта закупки, которые перечислены в ст. 33 Закона о контрактной системе, является объективный характер описания. Но что считается объективными критериями, а что нет, законом не установлено.

Определить на законодательном уровне жесткие критерии описания невозможно, так как каждый объект имеет свои индивидуальные характеристики, нюансы и особенности.

Наиболее понятно и конкретно описывается объект закупки на поставку какого-либо товара. Заказчику удается схитрить в исключительных случаях, потому что критерии товара, его описание и характеристики в большинстве случаев можно найти в интернете, а также при анализе конкурентов на рынке. Трудности начинаются при закупках на оказание услуг и на выполнение работ.

Здесь заказчик допускает ошибки как от незнания, что ему нужно (да, и такое бывает), и от безграмотности в данной сфере работ/услуг, так и от желания сделать победителем закупки «свою» компанию.

В подобных случаях заказчик может использовать для описания закупки не конкретные критерии, размытые формулировки и вносить требования, ограничивающие количество возможных участников.

Добросовестным участникам при желании участвовать в подобных закупках стоит быть крайне грамотным, знать предмет закупки вдоль и поперек.

Только профессионал, обладающий исключительными познаниями в спорной области, сможет заметить нарушение правил описания объекта закупки. Итак, участник обнаружил нарушения правил описания объекта закупки.

Что делать дальше? Такие незаконные действия заказчика нужно незамедлительно обжаловать в Федеральную антимонопольную службу (ФАС).

Жалоба на положения документации о закупке может быть подана с момента опубликования документации по дату окончания подачи заявок на участие в закупке. Если вы пропустите этот срок, то жаловаться можно будет только в суд.

В суде же такие вопросы рассматриваются без особого энтузиазма, т.к. смысла в таком решении суда на момент его вынесения уже никакого нет: закупка завершена, контракт выполняется, а к вступлению решения суда в законную силу может быть уже исполнен.

Поэтому действовать стоит по горячим следам. Ещё одним из действенных способов воздействия на заказчика является подача запроса о даче разъяснений положений документации в порядке ст. 65 Закона о контрактной системе.

Ответ на такой запрос может также служить доказательством при рассмотрении жалобы на действия заказчика в ФАС.

Исполняем контракт

Преодолев все выше перечисленные стадии и трудности, исполнитель достиг желаемого результата и выиграл контракт. Теперь перед ним возникает задача его выполнить. В данном случае основной проблемой может являться не столько техническое исполнение предмета контракта, а то, что заказчик может всячески мешать его исполнению.

Например, госзаказчик может не оказывать содействие исполнителю при исполнении контракта, как косвенно, так и напрямую. Так, для выполнения определенного вида работ исполнителю нужно получить те или иные документы или доступ на объект.

В таком случае, заказчик может затягивать сроки предоставления необходимой информации или доступа на объект, что часто приводит к срыву сроков исполнения контракта в целом.

В подобных случаях исполнителю контракта обязательно нужно зафиксировать недобросовестные действия заказчика. В дальнейшем, при возникновении спора в суде, добросовестному исполнителю будет гораздо легче доказывать свою позицию, ссылаясь на положения ст.ст. 718-719 ГК РФ.

Зачастую заказчик прибегает к неявному нарушению положений контракта и действующего законодательства. Например, заказчик может специально направлять документацию Почтой России, затягивая тем самым сроки получения информации, несмотря на то, что контрактом предусмотрена возможность обмена документами в электронном виде.

Приведем ещё один пример недобросовестных действий заказчика при исполнении контракта на выполнение подрядных работ.

При составлении документации закупки на проведении ремонтных работ заказчик произвел осмотр объекта и оценил объемы, стоимость ремонта, но преднамеренно или неумышленно не указал о скрытых работах, без выполнения которых невозможно вообще произвести ремонт.

В итоге, приступая к исполнению своих обязательств, подрядчик непременно обнаруживает скрытые работы, которые предстоит ему выполнить. Их стоимость может составлять более 10 % от цены контракта, а игнорирование данного порога как правило не допустимо.

Таким образом, между подрядчиком и госзаказчиком возникает конфликт: заказчик говорит о том, что данные работы нужно выполнить без подписания дополнительного соглашения или подписания его на минимальную сумму, а подрядчик небезосновательно заявляет о том, что эти работы не предусмотрены контрактом.

Как правило, заказчик первым находит выход из спорной ситуации и заявляет односторонний отказ от исполнения контракта.

Последствия недобросовестных действий заказчика

Односторонний отказ от исполнения контракта влечет наступление крайне нежелательных последствий для добросовестного исполнителя.

Одним из таких последствий является отсутствие оплаты за выполненные работы. Заказчик при одностороннем отказе от исполнения контракта не будет оплачивать выполненные работы до тех пор, пока эта обязанность не будет установлена судом.

Именно в суде, при наличии всех доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении контракта, добросовестная компания может отстоять своё право на оплату выполненных работ. Еще одним нежелательным последствием является включение сведений о компании в реестр недобросовестных поставщиков.

При расторжении контракта в одностороннем порядке ФАС зачастую встает на сторону «пострадавшего» от действий исполнителя заказчика. Как действовать в случае, если вашу компанию включили в РНП, мы рассматривали в этой статье.

Предупрежден — значит вооружен

Рынок госзакупок развивается с каждым годом, а вместе с ним и увеличиваются случаи недобросовестных действий госзаказчиков. Накопленный опыт наших клиентов и юридической практики юристов компании позволяют повысить грамотность участников закупок, а также предотвратить наступление неблагоприятных последствий.

Мы надеемся, что настоящая статья поможет добросовестным участникам рынка госзакупок в борьбе с незаконными действиями госзаказчиков. Если же ваша ситуация уникальна и требует неординарного подхода, обращайтесь к нашим специалистам. Мы с удовольствием проконсультируем вас и поможем снизить риски наступления неблагоприятных последствий.

Источник: https://lwise.pro/nedobrosovestnye-goszakazchiki-i-kak-s-nimi-borotsya

Участие в тендерах поставщиков, находящихся в РНП: мифы и реальность

Упз дт мвд. Госзакупки. Был добросовестный поставщик- станет недобросовестный. Как не попасться на эту уловку? Судебная практика по

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Давно я не публиковал на сайте ничего нового, поэтому сегодня решил исправиться.

В настоящей статье речь пойдет об участии в тендерах поставщиков, сведения о которых содержатся в реестре недобросовестных поставщиков.

Тема эта окутана различными мифами и домыслами, поэтому сегодня я постараюсь пролить свет на эту ситуацию и максимально подробно обо всем вам рассказать.

1. Что такое реестр недобросовестных поставщиков и почему не стоит в него попадать?
2. Как участвовать в тендерах, если вы находитесь в РНП?
3. Когда “черный” список поставщиков действительно станет черным?

1. Что такое реестр недобросовестных поставщиков и почему не стоит в него попадать?

Начну с того, что реестр недобросовестных поставщиков (сокращенно РНП) это раздел на сайте Единой информационной системы (ЕИС), в который включается информация о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), которые либо уклонились от заключения контракта, либо с ними по решению суда или в одностороннем порядке был расторгнут контракт в связи с существенным нарушением ими условий контракта.

Попав в этот реестр, поставщик на два года лишается возможности участия в государственных тендерах (госзакупках).

Отсутствие информации об участнике закупки, а также информации об его учредителях и руководителе (для юридических лиц) в реестре недобросовестных поставщиков является дополнительным требованием, которое Заказчики ВПРАВЕ устанавливать к участникам в своих закупочных документациях (ч.1.1 ст.31 44-ФЗ). Однако как показывает практика, Заказчики практически всегда устанавливают данное требование, тем самым ограничивая себя от взаимодействия с нерадивыми исполнителями.

Такой реестр ведется и в рамках 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Причем Заказчики, работающие в рамках 223-ФЗ, помимо отсутствия сведений об участнике в РНП по 223-ФЗ, также устанавливают требование об отсутствии сведений об этом участнике и в реестре по 44-ФЗ. Так называемый “двойной рубеж”.

Более того, даже в коммерческих закупках (!) можно встретить подобные требования к участникам.

Да, есть закупки, в которых Заказчики не устанавливают требования об отсутствии сведений в РНП, но таких закупок крайне мало и с каждым разом их становится еще меньше. Поэтому пребывание в одном из таких реестров может сильно навредить вам и вашему бизнесу. По крайней мере в разрезе участия в тендерах.

Однако есть некоторые “серые” варианты участия в тендерах, даже если вы находитесь в одном из таких реестров, но об этом я расскажу дальше в этой статье.

2. Как участвовать в тендерах, если вы находитесь в РНП?

Как я уже написал выше, наличие сведений о вас или о вашей организации в РНП лишает вас возможности участия в тендерах на два года. Вернее участвовать в тендерах вы можете, но ваша заявка на этапе рассмотрения будет отклонена Заказчиком.

Так как же тогда участвовать в тендерах, находясь в этом злосчастном реестре?

Меня некоторое время назад активно “атаковали” этим вопросом мои ученики, которые услышали об этом от одного “эксперта” по госзакупкам. Вместо того, чтобы не афишировать своего присутствия в данном реестре, он во всеуслышание об этом заявил, так еще и намекнул, что и на этом можно неплохо зарабатывать.

С точки зрения маркетинга это был отличный ход, но вот с точки зрения этики и морали — нет. Ну не в этом суть.

Итак, находясь в РНП, Вы можете подавать свои заявки на участие в тендерах. Но они в любом случае будут отклонены. Иногда таких участников просят подать заявку для количества, чтобы создать видимость конкуренции. Это самый простой способ, на котором сильно не заработаешь.

Второй способ — это участие в электронных аукционах. Так называемая схема “Таран”. Эта схема выглядит следующим образом. Нужный участник делает в начале торгов минимальный шаг 0,5% или 1% от НМЦК.

Затем два других участника, находящихся в РНП (либо сознательно допустивших ошибку во 2-й части заявки, либо не приложивших нужный документ) начинают торговаться между собой и быстро снижать цену. Они снижают цену до той отметки, когда другим участникам подавать свои предложения уже не целесообразно. На этом аукцион завершается.

По итогам рассмотрения 2-х частей заявок тех участников, которые активно торговались друг с другом отклоняют и победителем признается участник, сделавший шаг в самом начале аукциона, и заявка которого соответствует всем требованиям Заказчика.

Таким образом, участники, находящиеся в РНП, могут зарабатывать на использовании этой “серой” схемы.

Да, в 44-ФЗ предусмотрен защитный механизм, указанный в ч.27 ст.44.

Суть этого механизма сводится к тому, что если участник закупки был отклонен по второй части заявки в третий раз за квартал на одной и той же электронной площадке, то оператор электронной площадки переводит обеспечение его последней заявки на счет Заказчика. Но мошенникам этот механизм хорошо известен и никоим образом не мешает использовать на практике выше озвученную схему.

Площадка Росэлторг также предприняла попытку борьбы со схемой “Таран”, но не совсем удачную, на мой взгляд.

В ходе торгов рядом с порядковым номером участника, находящимся в РНП, отображается маленький красный кружок с восклицательным знаком.

То есть видя, что цену активно снижает один из таких участников, вы понимаете, что используется схема “Таран”, но на этом все. Видеть вы это видите, но со свой стороны сделать больше ничего не можете.

Какой из этого можно сделать вывод? Участие в тендерах даже при наличии сведений в реестре РНП возможно, но такое участие является не вполне законным и много на этом вы вряд ли заработаете. А начиная с 1 июля 2018 года и такая возможность у недобросовестных поставщиков вовсе пропадет, но об этом я расскажу ниже.

3. Когда “черный” список поставщиков действительно станет черным?

Не знаю, обрадую я вас или огорчу, но уже с 1 июля 2018 года заявка участника, находящегося в РНП, не будет допускаться к участию в электронном аукционе.

Согласно новым правилам, содержащимся в п.5 ч.11 ст.

66 44-ФЗ, в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки возвращает эту заявку подавшему ее участнику такого аукциона в случае наличия в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки — юридического лица, при условии установления Заказчиком требования, предусмотренного ч.1.1 ст.31 44-ФЗ.

Таким образом наличие вашей организации в реестре недобросовестных поставщиков становится абсолютно бесполезным и заработать на этом вам вряд ли теперь удастся. Поэтому ведите свою игру честно и не попадайте в черные списки поставщиков!

На этом у меня все. Надеюсь, что данный материал был для вас полезным. А если это так, то не поленитесь поставить под статьей несколько “лайков” и поделиться этим материалом со своими друзьями в социальных сетях.

P.S.: Если у вас остались вопросы или вы не согласны с моей точкой зрения, то оставляйте свои комментарии ниже. Буду рад с вами подискутировать.

Источник: https://zakupkihelp.ru/uchastniku-zakupok/uchastie-v-tenderah-postavshikov-nahodyashihsya-v-rnp.html

Добросовестный приобретатель: судебная практика

Упз дт мвд. Госзакупки. Был добросовестный поставщик- станет недобросовестный. Как не попасться на эту уловку? Судебная практика по

Довольно распространенной на рынке недвижимости является ситуация, когда покупатель, законно приобретший недвижимость, заплативший за нее не малую сумму денег, вдруг получает повестку в суд, по которой он привлекается в качестве ответчика по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения в порядке статьи 301 Гражданского Кодекса России. Ничего не подозревающий покупатель в итоге выясняет, что он является уже вторым или третьим собственником этого имущества, которое выбыло из владения своего настоящего хозяина без его ведома, а покупатель в этом случае получает статус добросовестного приобретателя.

Кто такой добросовестный приобретатель?

Понятие «добросовестный приобретатель» вводит Гражданский Кодекс России. Статья 302 ГК определяет его как лицо, которое на возмездной основе приобрело имущество у лица, не имевшего законных оснований его отчуждать, о чем приобретатель знать не мог.

Если приобретателю движимого и недвижимого имущества, которым является квартира, автомобиль, земельный участок, было известно, что продавец завладел имуществом незаконно и не имел права его отчуждать, то такого приобретателя нельзя назвать добросовестным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что статус «добросовестного» у приобретателя появляется в двух случаях:

  • в случае приобретения имущества (автомобиля, квартиры, участка) у лица, которое не имело права его отчуждать;
  • в случае, если приобретатель имущества не знал и не мог знать об отсутствии права на отчуждение имущества у лица, которое являлось продавцом.

понятия добросовестного приобретателя определяется наличием обоих указанных выше факторов. Именно они подлежат доказыванию в судебном порядке в случае возникновения спорных ситуаций.

Следует заметить, что судебная практика признает принцип «презумпции добросовестности», который предполагает, что приобретатель всегда является законным, пока не доказано обратное. Однако добросовестность приобретателя резюмируется наравне с владельцем недвижимого имущества.

Возникает противоречие, которое приводит к спорной ситуации. Обзор судебной практики показывает, что, принимая решение о добросовестности или недобросовестности того или иного приобретателя, суды исходят из того, проявлял ли покупатель разумную осторожность, заключая сделку купли-продажи.

Разумная осторожность при заключении сделки может заключаться в следующем:

  • принимал ли покупатель меры для того, чтобы выяснить являются ли права лица, которое отчуждает имущество законными;
  • производил ли покупатель осмотр квартиры, земельного участка, автомобиля перед приобретением;
  • соответствует ли цена приобретения недвижимости рыночной или же является заниженной.
  • знал ли приобретатель имущества о существовании притязаний третьих лиц на приобретаемую недвижимость.

В свою очередь истец должен доказать наличие у него прав собственности на спорное имущество, а также тот факт, что имущество находится у незаконного владельца.

Обзор судебной практики

Приобретателям, получившим в собственность спорное имущество, следует учитывать, что существует достаточное количество правовых инструментов, которые могут помочь им в защите своих прав.

В качестве примера приведем некоторую судебную практику, рассмотрение которой даст возможность приобретателю определить и использовать конкретные обстоятельства для защиты своих законных прав и восстановления справедливости.

В обзоре судебной практике, который был утвержден Президиумом Верховного суда РФ 01 октября прошлого года, описаны несколько конкретных правовых ситуаций, которые связаны с истребованием у добросовестных приобретателей имущества.

Как пример в пользу добросовестного приобретателя было отмечено Постановление ЕСПЧ от 06 декабря 2011 года по делу «Гладышева против России».

В нем было указано, что необходимость проверки подлинности документов, которые касаются приватизации жилья, обязано проводить государство, а не граждане, и в этом случае истребование у добросовестного приобретателя квартиры является незаконным.

В данном случае речь идет об ошибках государственных органов, которые они допустили в процессе приватизации жилья, и поэтому, в случае признания приватизации незаконной, все риски должно нести государство.

В защиту правовой позиции, которая определяет презумпцию добросовестности, говорит и Постановление КС России от 21 апреля 2003 года № 6-П, в котором указывается, что к числу имущественных прав относятся и права добросовестных приобретателей, поскольку лицам, которые владеют, пользуются и распоряжаются вещью (квартирой, земельным участком, автомобилем) должна гарантироваться государственная защита их прав. В этом постановлении также указывается, что права владения, распоряжения и пользования имуществом должны отвечать требованиям справедливости, должны быть пропорциональными, адекватными и соразмерными, и не иметь обратной силы, то есть не ограничивать пределы основного содержания конституционных норм. Данная правовая позиция изложена в контексте презумпции добросовестности приобретения. Пунктом 3.2 этого постановления в контексте статьи 167 ГК РФ говорится, что положение о последствиях недействительности сделки, которая касается обязанности каждой из сторон возвращения другой стороне всего полученного по сделке, не могут распространяться на добросовестного приобретателя.

Исходя из обзора судебной практики по неосновательному обогащению, можно сделать вывод, что таковым является получение имущественного права лицом без установленных законом, правовыми актами или сделкой оснований.

Поскольку добросовестный приобретатель получает имущественное право по сделке, которая на момент ее совершения является законным основанием для перехода прав, то положения статей о необоснованном обогащении не могут применяться как правовое основание для истребования имущества у добросовестного приобретателя.

Способы защиты или как уберечься от приобретения спорного имущества

Для того, чтобы не оказаться в статусе добросовестного приобретателя, хотелось бы дать будущим собственникам несколько рекомендаций:

  • до того, как оформлять сделку и подписывать договор купли-продажи недвижимости, проведите полную юридическую проверку приобретаемого имущества, лучше привлечь для этого соответствующих специалистов;
  • поинтересуйтесь историей продаж: как давно последний раз отчуждалось имущество;
  • проведите проверку дееспособности лица, которое отчуждает вам имущество, сведения о дееспособности или частичной дееспособности лица может получить нотариус по своему запросу;
  • если права на объект, который вы хотите приобрести, вам собираются передать по доверенности, настаивайте на том, чтобы встретиться с собственником и удостовериться в его согласии на отчуждение имущества;
  • в договоре купли-продажи указывайте реальную сумму, за которую приобретаете имущество;
  • денежную сумму в оплату имущества передавайте с обязательным составлением расписки, к которой также укажите реальную сумму передаваемых средств, расписку составляйте в присутствии двух свидетелей.

Если вы все-таки оказались в подобной ситуации, можем посоветовать:

  • не ждите, что ситуация разрешится сама собой, обращайтесь к юристу, имеющему опыт работы по аналогичным категориям дел;
  • застрахуйте приобретенное имущество от риска потери прав собственности, в некоторых случаях это может стать дополнительным инструментом для защиты своих прав;
  • в обязательном порядке наложите запрет на операции регистрационного характера со своим имуществом, в случае если их попытаются произвести без вашего участия.

Подводя итог вышесказанному, хочется заметить, что единственный способ, который может сохранить имущество, приобретенное от лица, не имеющего права его отчуждать  — это покупка или продажа такого имущества по решению суда.

Во всех остальных случаях если действительный собственник имущества, потерявший права на него помимо своей воли, будет действовать грамотно, то очень велики шансы, что он истребует свое имущество у добросовестного приобретателя.

И честному покупателю в этом случае останется только возможность предъявления иска к лицу, продавшему ему недвижимость, не имея на то должных оснований, о возмещении убытков, нанесенных такой сделкой, и требований о возмещении упущенной выгоды, в случае если эти факты и обстоятельства будут доказаны должны образом.

Источник: https://SudebnayaPraktika.ru/grazhdanskie-dela/dobrosovestnyj-priobretatel.html

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Упз дт мвд. Госзакупки. Был добросовестный поставщик- станет недобросовестный. Как не попасться на эту уловку? Судебная практика по

Trend/Евгений Асмолов

Госзакупки всегда были клубком проблем и противоречий. Действующий сегодня федеральный закон № 44–ФЗ “О контрактной системе” содержит ряд уязвимых мест, делающих участников процедуры легкой добычей для так называемых убийц торгов.

Ни полиция, ни ФАС, ни заказчики ничего поделать с этим сегодня не могут: все по закону.

“ДП” по инициативе Санкт–Петербургской центральной коллегии адвокатов совместно с УФАС по Петербургу собрал все заинтересованные стороны на тематической конференции, чтобы обсудить проблемы госзакупок.

Вадим Владимиров, руководитель УФАС России по Петербургу:

В 2015 г. мы получили 4248 жалоб на госзаказ. Более половины — жалобы на заказчиков субъекта Федерации — города Петербурга. Меньшая половина примерно поровну делится между жалобами на федеральных и муниципальных заказчиков.

Есть небольшая тенденция к снижению, но их число все–таки велико, и мы работаем с перегрузкой: в день приходится рассматривать до 25 жалоб. А 30 декабря 2014 г., например, мы получили 102 жалобы.

Конечно, мы заинтересованы в остановке роста числа.

В 2015 г. где–то треть жалоб признана обоснованной. Но обращаю внимание коллег: даже при необоснованной жалобе торги могут быть, выражаясь на профессиональном сленге, снесены, потому что каждая жалоба является основанием для проведения внеплановой проверки обжалуемой процедуры, и зачастую мы находим иные основания для отмены торгов или изменения документации.

Для чего мы сегодня завели об этом речь? Обычно ФАС критикует госзаказчиков, мы всегда с удовольствием критикуем комитет госзаказа и федеральных заказчиков.

Но сейчас я хотел бы взглянуть на вопрос с другой стороны: поговорить о срыве госзаказа. И выступить не как контролер, а как представитель государства.

Потому что, к сожалению, мы наблюдаем, как наше управление становится полем битвы для разных противоборствующих сил. Потому что сегодня к нам на комиссии ходят три категории жалобщиков.

Первые — это добросовестные участники, те, кто действительно собирается участвовать в торгах. Настоящие, правильные заявители, которые ходят на комиссии.

Следующая категория — это специализированные организации, которые в полном соответствии с 44–м законом помогают заказчикам составить грамотную документацию, и каким–то образом этот рынок в Петербурге поделен.

Мы знаем порядка пяти–шести таких специализированных организаций и обычно сразу видим, из–под чьего пера вышла та или иная документация. И все бы ничего, да только зачастую представители этих самых организаций пытаются оттеснить своих коллег локтем — путем шантажа заказчиков.

Если, мол, вы не будете обращаться к нам за написанием грамотной, хорошей документации, мы на вас подадим в ФАС грамотную, хорошую жалобу. А мы в соответствии с законодательством должны все эти жалобы рассматривать. И, если там есть нарушение законодательства, мы должны выносить соответствующее предписание.

Вот, как мне кажется, сегодня основная проблема, с государственной точки зрения, в госзаказе. И, честно говоря, мы пока не знаем, как эту проблему решать.

Наконец, третья категория — это люди, которые просто шантажируют заказчиков: если вы не будете правильно себя вести, то мы ваши торги снесем. Правильное поведение определяется суммой, которую заказчики должны заплатить убийцам торгов, чтобы те не подавали жалобы.

О том, что такой рынок существует, говорят цифры по отозванным жалобам: в 2013 г. — 140, в 2014–м — 456, за 11 месяцев 2015–го — 328. Видите? Объем большой. По жалобе в день, включая выходные. Это значит, что система действует. Хорошо подготовленные, правильно написанные жалобы, которые бери и в решение переноси, отзываются. Значит, люди о чем–то договорились.

Были предложения: каждую жалобу облагать пошлиной. Либо фиксированной, 2 тыс. рублей, либо радикально — в процентах от максимальной цены контракта. Хочешь пожаловаться на миллиардные торги — пожалуй миллиончик в Сбербанк. Не прошло. Как–то надо по–другому.

Станислав Мельник, заместитель директора Санкт–Петербургской центральной коллегии адвокатов:

Многие коллеги говорят об адвокатской монополии на представительство в суде как про свершившийся факт. Между тем, на наш взгляд, было бы весьма желательным распространение адвокатской монополии и на представительство в антимонопольной службе, как бы забавно это ни звучало.

Пока это выглядит фантастически и требует проработки. Но, если это произойдет, качество административного производства существенно изменится к лучшему. Уйдет, например, такой вид злоупотреблений, как профессиональное рейдерство.

Сутяжничество в госзакупках исчезнет как явление, ведь корень его — в ничем не ограниченном праве любого гражданина и юрлица обжаловать любые торги.

Злоупотребление правом не карается, поэтому никто ни разу еще не попытался доказать его. Если же в злоупотреблении правом будет уличен адвокат, представляющий интересы жалобщика в ФАС, он может быть лишен статуса адвоката, а вместе с этим и права представительства. Это серьезный сдерживающий фактор.

Но сутяжники — это одна сторона проблемы. Есть и обратная: низкая эффективность самой жалобы как инструмента борьбы с нарушениями на госзакупках.

Обычная ситуация: компания обжалует итоги торгов, считая, что предложила лучшие условия, с ее доводами соглашается ФАС и предписывает госзаказчику устранить нарушения.

Но заказчик обжалует предписание в суде и в качестве обеспечительных мер просит суд приостановить действие предписания.

Суд накладывает такое обеспечение, фирма — победитель торгов, не дожидаясь получение определения, начинает освоение денежных средств.

И впоследствии, когда истец выигрывает суд, доказав реальность нарушений при закупках, оказывается, что половина денег уже потрачена. И суд оставляет все как есть, констатируя, что менять уже поздно.

А потом выясняется, что дорога не построена, подрядчик исчез. И мы наблюдаем долгострои, где, как перчатки у молодой кокетки, меняются подрядчики у заказчика.

Мы видим злоупотребление, видим социальные последствия, где страдает логистика целого города, причем ущерб еще никто не успел подсчитать, а нужно было бы это сделать давно в каждом отдельном случае. На мой взгляд, выходом в данном случае была бы четкая норма, запрещающая заказчику заключать контракт до окончания судебного разбирательства по обжалованию предписания ФАС.

Алексей Бриллиантов, начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Санкт–Петербургу и ЛО:

Общее количество выявленных в этом году преступлений, связанных с бюджетом, — около 400. Из них в рамках госзаказа — порядка 40. Окончено производством 170, в суд направлено 146 уголовных дел. Много это или мало? Посмотрим с другой стороны. Всего в Петербурге за год проведено до 200 тыс. торгов; 4 тыс. жалоб в УФАС — это 2–5%.

Говоря об этом зле, мы понимаем, что 95–97% закупок заключается в тишине и согласии и никого не беспокоит. Сигналов — ни от участников торгов, ни от заказчиков — о том, что к ним приходят неустановленные лица и предлагают за вознаграждение урегулировать вопрос отсутствия жалоб на торги, — нет.

В рамках оперативно–разыскной деятельности мы выявляем такие случаи. Их в этом году выявлено два, возбуждены уголовные дела по ст. 290 УК. В связи с латентностью данного вида преступлений, то есть заинтересованностью обеих сторон в результате, в правоохранительные органы ни от заказчика, ни от подрядных организаций заявлений не поступает.

И чаще всего подразделениям ЭБиПК приходится проводить проверки по уже исполненным контрактам.

От конкурса до выполненных работ — срок огромный, приходится привлекать специалистов различного профиля для проведения исследований и экспертиз, опрашивать все подрядные и субподрядные организации, каких на крупные госконтракты привлекается большое количество. При этом зачастую к уголовной ответственности привлекаются технический надзор и специалисты, которые отвечают за приемку работ. Именно на данных этапах должен быть жесткий контроль госучреждений, однако этого не происходит.

На рынке появились фирмы, оказывающие юридические услуги в сфере госзакупок. Они привлекают квалифицированных специалистов в разных отраслях, чтобы выявлять ошибки и недочеты госорганов при составлении техзадания. С точки зрения уголовного права деятельность данных лиц при отсутствии вымогательства, коррупции нельзя отнести к уголовно наказуемым деяниям.

Владимир Катенев, президент Санкт–Петербургской торгово–промышленной палаты:

Мы как представители бизнеса пытаемся донести до власти, что главная проблема — это доступ бизнеса к информации о торгах. Мы просили план закупок у города.

И нам дали талмуд в несколько сотен страниц, где убористым шрифтом вбито все, что планируется закупать в этом году. Но мы не видим, кто закупает, когда, каковы параметры закупки.

Выкладывайте план закупок заранее в Интернет — с качественным поисковиком.

Если все технические задания, запланированные на год вперед, будут заранее выкладываться в открытый доступ и будет организован канал обратной связи от рынка, то любая закупка будет исправляться на этапе планирования. Все незаконные пункты техзаданий, которые ограничивают здоровую конкуренцию, будут оспариваться и исправляться до проведения торгов. И не будет никаких ошибок.

Однако пока наш призыв остается неуслышанным.

Виталий Бахвалов, заместитель председателя комитета государственного финансового контроля Петербурга:

Все хорошо знают ФАС , но мало кто сталкивался с работой нашего комитета. А между тем наш функционал объединяет полномочия частично и Росфиннадзора, и ФАС. Мы следим за контрактом на этапе планирования, на этапе заключения, на этапе исполнения.

И вот мало кто знает, что жаловаться на нарушения, допущенные в ходе торгов, можно не только в ФАС. Можно жаловаться и нам. Мы с удовольствием разгрузим антимонопольную службу.

Потому что количество жалоб у нас не сравнить: в неделю порядка 10 жалоб, то есть в разы меньше. Основная же проблема в госзаказе, на мой взгляд, — это сам 44–й закон.

Вечером ложишься спать, думая, что ты все знаешь, а утром встал — что–то новое появляется, как метеорит на голову.

Еще мы столкнулись с тем, что у заказчиков Петербурга свой подход к определению победителя, допуску к торгам. Этих подходов разных — не два, не три, их пять–шесть — не меньше.

Поэтому мы приняли решение эту ситуацию исправлять. И мы каждую пятницу собираем по пять–шесть заказчиков и проводим с ними методические круглые столы.

И, к удивлению у некоторых заказчиков, подход оказался интересный и даже более правильный.

Олег Дорохин, руководитель территориального управления Росфиннадзора по Петербургу:

Я бы отметил такую проблему, как завышение начальной цены контракта. Это приводит не столько к срыву госзаказа, сколько к лишним, неоправданным тратам бюджетных средств.

В этой связи актуален — и вполне, как показывает практика, действенен — такой правовой механизм, как возмещение ущерба, наносимого бюджету.

У нас, в частности, был недавно выявлен такой случай, и госзаказчик добровольно согласился компенсировать ущерб, заключив с исполнителем заказа допсоглашение, снижающее стоимость контракта на 16 млн рублей.

Дмитрий Ренев, начальник управления методологического сопровождения комитета по госзаказу Петербурга:

Заказчиков я здесь представляю практически один. И мы, как я вижу, плавно перешли от обсуждения недобросовестных поставщиков к недобросовестным заказчикам, которые так плохо составляют конкурсную документацию. “А если они составят грамотно, то торги снести будет нельзя!” Это заблуждение. Гвоздем 44–го закона должна была стать ст. 38, в которой говорится о контрактной службе.

Гвоздем она не стала по целому ряду причин. В частности, потому, что заказчиков в Петербурге 3054. Из них больше половины — как вы думаете, кто? Детские сады. Давайте поаплодируем профессионализму заказчиков.

Потому что кто там делает техзадания? Младшие воспитатели. Иногда заведующие. Остальные тоже ненамного лучше: школы, поликлиники, учреждения культуры — при этом я не беру подведомственные комитету по культуре театры, музеи и т. д.

Органов исполнительной власти в городе — 60 штук из всех этих 3054. Это раз.

Выпустил комитет по госзаказу регулятор, выпустил типовую документацию — ее сам я делаю и курирую. Вроде бы бери эту типовую документацию, заполняй пустые места, и все у тебя будет в порядке. А если что–то будет не в порядке и нас поправит контролирующий орган, мы очень быстро внесем изменения. И пожалуйста: пользуйся совсем без страха.

К сожалению, это не так. Потому что гвоздем закона стала ст. 33 — описание объекта закупок. До 90% жалоб в УФАС признаются обоснованными в связи с нарушением этой самой статьи. Первая фраза первого пункта первой части этой статьи звучит так: “Описание объекта закупки должно носить объективный характер”. Точка.

Это самая простая фраза из всей огромной статьи. Пока битвы в судебной практике идут по этой первой фразе. Частей в ст. 33 еще много. Нам много предстоит еще интересного. Так вот, что такое объективное и субъективное, все решают на основании личного опыта, здравого смысла, понимания правильности описания.

Решить, что такое объективное и субъективное, заказчик самостоятельно не в состоянии. А комитет по госзаказу не в состоянии проконсультировать всех. Если объект закупки простой и стандартный, еще куда ни шло, можно еще уложиться в рамки ст. 33.

Если же объект более–менее сложный — а таких большинство, когда дело касается больших сумм: дорожные, строительные работы и тому подобное, — то техзадание становится огромным, и найти в нем избыточные требования становится очень легко. Поэтому давайте робко скажем, что 44–й закон недостаточно качественный.

Есть простое правило: чем сложнее замок, тем больше способов его открыть. И самый правильный путь — дать в руки заказчикам простой и внятный инструмент по выбору добросовестного поставщика.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2015/12/14/Goszakupki_i_killeri

Практика уголовной ответственности в закупках | Контур.Закупки

Упз дт мвд. Госзакупки. Был добросовестный поставщик- станет недобросовестный. Как не попасться на эту уловку? Судебная практика по

Правовое регулирование сферы государственных закупок является сложным и многогранным. Наряду с гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственностью существует и уголовная.

В УК РФ есть немало статей, включая появившиеся совсем недавно, под которые попадают преступления, совершенные в связи с закупками.

В этом материале рассмотрим применение норм уголовного законодательства к конкретным нарушениям.

Ситуация 1. Контракт за «откат»

Система заключения соглашений за так называемый «откат», то есть личное вознаграждение представителя контрагента, существует в российском бизнесе с момента его появления. Не избежала этого и сфера госзаказа. Уголовная ответственность за такое преступление предусмотрена статья 290 «Получение взятки».

Пример — уголовное дело в отношении главврача родильного дома в г. Ухта Республики Коми.

В течение нескольких лет он обеспечивал заключение подведомственным ему лечебным заведением контрактов на поставку лекарственных средств и медизделий с группой из нескольких поставщиков.

Было доказано, что в качестве благодарности компании перечисляли главврачу денежные средства на счета третьих лиц.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Поскольку общая сумма вознаграждения превысила 1,2 млн рублей, то была применена часть 2 статьи 290 УК РФ. В итоге виновное лицо получило наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и конфискации полученной суммы взятки.

К слову, взятка не обязательно должна быть в форме денежных средств. Это может быть предоставление каких-то иных благ или преференций.

Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги

Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.

Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука».

Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей.

Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.

В отношении бывшего директора научного учреждения было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области.

Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения. Инцидент произошел в апреле 2018 года, и дело пока находится в процессе производства.

Рекомендуем также прочитать статью об административной ответственности заказчиков по 44-ФЗ.

Ситуация 3. Закупки, «заточенные» под нужных поставщиков

Нередко на практике встречаются нарушения в форме так называемой заточки закупки под конкретного исполнителя.

Подразумевается составление закупочной документации таким образом, чтобы ей соответствовала заявка нужного участника, тогда как остальные отклонялись.

Заниматься подобным могут не только заказчики, но и вступившие в сговор с участниками закупочной деятельности сторонние организации, специализирующиеся на сопровождении закупок.

Контролирующие органы выявили в Хакасии целое преступное сообщество, занимающееся «заточкой» аукционной документации. Документы подгонялись под нужных исполнителей, в частности, поставщиков медицинских препаратов и изделий.

В процессе следствия выяснилось, что так закупались товары для городского перинатального центра и районной клинической больницы. За каждый заключенный таким образом контракт преступная группа получала «откат» в размере 10-20 % от его стоимости. Правоохранительным органам удалось установить, что общая сумма похищенных средств составила более 90 млн рублей.

Итогом стало дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество», а именно по части 4, подразумевающей ответственность за преступление, совершенное в особо крупном размере организованной группой. Один из фигурантов уже осужден.

Изначально ему было назначено наказание в виде лишения свободы на 4,5 года. Однако оно было заменено на условное с испытательным сроком 4 года, поскольку осужденный ранее не привлекался к ответственности, признал себя виновным и еще при досудебном разбирательстве содействовал следствию.

Что касается прочих фигурантов этого дела, то им вряд ли будет вынесен такой мягкий приговор.

Ситуация 4. Уголовное дело за бизнес-дискриминацию

Стать фигурантом уголовного дела должностное лицо заказчика рискует даже в том случае, если неправомерно отклонит заявку. Чаще всего при этом участники жалуются в ФАС, но можно также подать обращение в прокуратуру. Именно так поступил бизнесмен из Мордовии.

Средняя школа объявила закупку кресел для актового зала в виде электронного аукциона. Было подано две заявки: от упомянутого бизнесмена и другого юридического лица. Однако заявка бизнесмена была отклонена из-за того, что он якобы не приложил ряд документов. В итоге победителем оказалось второе юрлицо.

Как было сказано выше, предприниматель обратился в прокуратуру, которой было установлено следующее: заявка бизнесмена содержала все необходимые документы и была отклонена неправомерно. Ко всему прочему, цена, предложенная бизнесменом, была более выгодной.

Прокуратура посчитала, что действия заказчика являются дискриминацией. В Уголовном кодексе есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Именно по ней было возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица заказчика.

Ситуация 5. Фальшивые документы

К уголовной ответственности в сфере закупок могут быть привлечены и представители поставщика. Примером является закупка в рамках реализации в Москве государственной программы по развитию физкультуры и спорта.

Объектом закупки были услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство физкультурного комплекса. Районная прокуратура выяснила, что один из поставщиков приложил к заявке фальшивые документы.

Именно наличие этих документов позволило нечестному исполнителю получить государственный контракт стоимостью более 16 млн рублей.

В соответствии с нормами 44-ФЗ, при выявлении недостоверных сведений заявка должна быть отклонена, а контракт — расторгнут. Поэтому заказчику было вынесено предписание расторгнуть контракт с указанным исполнителем и передать сведения о нем в РНП.

Ответственным лицам компании, приложившим подложные документы, грозит преследование по факту выявленных нарушений. Сейчас следственный орган решает, имеет ли место состав преступления по частям 1 и 3 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».

Ситуация 6. Вымогательство и коммерческий подкуп

Не секрет, что в системе закупок существуют так называемые жалобщики. Их «деятельность» заключается, по сути, в вымогательстве. Используя систему обжалования, они грозят сорвать закупку, если не получат определенную сумму отступных. Потерпевшим может являться заказчик или добросовестный поставщик, желающий принять участие в закупке.

Подобное дело имело место в республике Удмуртия. Суть в следующем: руководитель ООО предпринимал действия, мешающие добросовестному поставщику принять участие в аукционе на поставку автомобилей скорой медпомощи. За прекращение своих действий он требовал 2,5 млн рублей.

Поставщик не хотел упускать аукцион, поэтому согласился на требования вымогателя. Однако параллельно обратился в полицию. Вымогателю была передана первая часть требуемой суммы (1,5 млн рублей), после чего он был задержан правоохранительными органами.

За получение подкупа в особо крупном размере, сопряженного с вымогательством, в его отношении было возбуждено уголовное дело по части 8 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Итогом стало осуждение руководителя ООО на 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а также запрет в течение 4 лет занимать управленческие должности в коммерческих структурах.

В заключение отметим, что с 4 мая 2018 года в УК РФ появились две специализированные статьи для сферы закупок:

  • 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
  • 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Подробно о мерах ответственности, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5, мы рассказали в материале Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/praktika-ugolovnoj-otvetstvennosti-v-zakupkax/

Граждан вопрос
Добавить комментарий