Внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Как инициировать прокурорскую проверку?

Внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

   В наши дни любые предприятия, компании, организации вынуждают привыкать к постоянным проверкам со стороны надзорных органов. Государство, таким образом, учит руководство хозяйствующих субъектов соблюдать все правовые нормы, подчиняться установленным правилам; борется с любыми проявлениями коррупции.

Среди всего спектра проверок, выделить хочется, именно прокурорские. Это, совершенно особенный вид контроля. Хотя бы потому, что любая прокурорская проверка носит надзорный характер  и является реакцией государственного органа на нарушения, о которых стало известно. Источником мог стать кто угодно, даже СМИ.

   У прокуратуры есть полномочия инициировать проверки самостоятельно, без каких-либо обращений. Прокуратура призвана следить за исполнением законодательства  государственными органами,  их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями.

   Прокуратура очень немного ограничена в своих правах, а потому, ее проверки относятся к самым непредсказуемым.

Прокурор может обратить внимание на задолженность перед сотрудником, на не соблюдение прав человека, не соблюдение миграционного законодательства, на природоохранные нормы.

К таким проверкам крайне сложно готовиться, потому это единственный вид проверок, у которого просто не прописан четкий регламент.  

   Для прокуратуры прописано лишь 3 основных правила:

  • нельзя вмешиваться в текущую хозяйственную деятельность компании, можно изучать документацию, относящуюся к правонарушению;
  • проверка должна быть проведена в течение 30 дней;
  • установлены формы прокурорского реагирования: протест, представление, постановление прокурора, предупреждение.

   В остальном, ограничений для прокурора не существует. С мая 2009 года Генпрокуратура РФ начала выкладывать в общий доступ ежегодный сводный график плановых проверок и размещать его на своем сайте.

Основания для проведения проверки прокуратурой

   Пункт 6 Приказа Генпрокуратуры России от 07.12.

2007 №195 “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина” говорит о том, что основаниями для проверки могут служить письменные или устные обращения граждан, сообщения в СМИ, обращения в прокуратуру руководителей предприятий, любых организаций, индивидуальных предпринимателей, любых юридических лиц, которые считают, что нарушены чьи-то интересы, совершенны правонарушения, есть признаки несоблюдения законодательства. Помимо этого, основанием для проверки может стать  сообщение от правоохранительных органов или органов контроля.

   Прокурорскую проверку легко можно организовать и по заданию вышестоящей прокуратуры либо проверка может осуществляться  по заранее составленному графику, то есть быть плановой.

Порядок проведения проверки прокуратурой

   Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законодательных актов со стороны хозяйствующего субъекта, то есть, того, кого эта проверка настигла.

   Во время проверки прокурор имеет право беспрепятственно входить в помещении проверяемой организации, после предъявления служебного удостоверения; имеет право получить доступ ко всей документации организации.

Прокурор имеет право задавать вопросы специалистам компании, ее руководству, требовать пояснений.

Если будут найдены нарушения законодательства, то специалисты компании и/или администрация компании будут вызваны в прокуратуру для дачи объяснений.

►Руководителям организаций следует помнить об одном нюансе. Прокурор хоть и должен иметь доступ к любой документации компании, но перечень ее все равно должен ограничиваться основанием проверки.

Например, если проверяется медицинское учреждение по вопросу закупки оборудования, то прокурор никак не может потребовать предоставить статистические данные по пациентам или летальным исходам, то есть истребованная документация должна соотноситься с причиной проверки и не выходить за ее рамки.

Срок прокурорской проверки по жалобе

   Сроки проведения мероприятий  по проверке организации не определены Федеральным законом «О прокуратуре».

Но необходимые сроки четким образом определены российским Федеральным законом «По поводу порядка рассмотрения гражданских обращений».

  Также информация о сроках есть в Инструкции  по поводу порядка обращения  и дальнейшего приема граждан в системе российской прокуратуры, утверждено 17.12.2007г.

►Итак, после обращения граждан, других компаний или СМИ проверку следует провести в течение 30 дней. Если возникнет острая необходимость, то этот срок может быть увеличен еще на 11 дней.

Внеплановая проверка прокуратуры

   Проверка прокуратуры без предупреждения осуществляется на основании ч. 1 ст. 22 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Основаниями для проведения такой проверки  могут быть: обращения юридических или физических лиц, информация в СМИ, возникновение угрозы причинения вреда здоровью и жизни граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия, музейным коллекциям, архивным фондам; наличие фактов нарушения прав потребителей; истечение срока выданного ранее предписания, факт его не исполнения; обращение любого из надзорных органов или вышестоящих организаций.

    Чтобы инициировать проверку достаточно обратиться с письменным заявлением в органы прокуратуры, указать основания, по которым следует провести проверку.

Коррупции – нет

►Соблазн решить проблему, которая возникла в ходе проверки, за взятку есть у многих. Многолетняя Российская практика коррупционных схем и стандартов дает о себе знать и сегодня. Находятся такие, кто взятки берет, но в большинстве случаев, это приводит к очень серьезным последствиям, несоизмеримо большим, чем законное решение вопроса. Так в Курганской области не так давно был осужден человек, попытавшийся дать взятку следователю. Есть и другая сторона медали: однажды данная взятка может стать ежемесячной повинностью, аппетиты чиновников будут расти и однажды предприниматель просто не сможет откупиться.

   В наши дни очень сильно возросло число обращений к адвокатам по вопросам, связанным с прокурорскими проверками – это говорит о том, что законным путем решать свои проблемы намного выгоднее, дешевле и явно безопаснее.

Источник: Блог адвоката Кацайлиди Андрея Валерьевич http://katsaylidi.ru/blog/proverka-prokuraturoj-predprinimatelya по ссылке

P.S.: желаю Всем сторонам правовой безопасности. Подпишитесь на канал СОВЕТЫ АДВОКАТА и Вы первые получите полезную информацию. Не забудьте поставить понравилось настоящей статье, поделиться. Чтобы и другие имели возможность увидеть советы и решить свою проблему. С уважением, Кацайлиди Андрей Валерьевич, адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро “Кацайлиди и партнеры”

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a6828a7fd96b1c9f0bb8548/5afd0c4777d0e65017be0db8

О проверках прокуратуры: внеплановая без предупреждения, может ли проводить

Внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Прокурорские проверки направлены осуществлять контроль над исполнением законов и выявлением фактов их грубого нарушения. Такое право обосновано Федеральным Законом №294 от 2008-года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении надзора и муниципального контроля».

Проверочные действия выполняются на основе поступающей извне информации или по инициативе прокуратуры. Помимо этого, есть плановые и внеплановые проверки. Если нет информационного повода из других источников, то субъектам следует готовиться только к плановой проверке. Это положение закреплено в статье 9 вышеупомянутого закона.

Что и кого может проверять прокуратура

Прежде всего, следует выяснить обязанности прокуратуры РФ при проверках. Например, должна ли она предупреждать о таком действии. В этом плане актуальны два закона: Приказ ГП №195 от 2007 года и Федеральный Закон «О прокуратуре РФ». Первый документ гласит, что проверки прокуратуры носят открытый характер.

О прокурорской проверке не предупреждают

Второй документ также в целом дает право гражданину и субъектам на ознакомление с обстоятельствами проверки. Но здесь учитывается правоприменительная практика.

Так, согласно ему, субъекты права очень часто отказываются предоставлять данные, если работник прокуратуры не ознакомит их заранее с планом очередного проверочного мероприятия. Таким образом, право граждан на ознакомление сохраняется за ними.

Но есть исключения. Например, когда речь идет о документах особого статуса.

Учитывая серьезность испытания для организаций, возникает логический вопрос — должна ли прокуратура уведомлять о проведении проверки или нет? Здесь имеется своя специфика, которая будет рассмотрена далее.

Этапы прокурорской проверки

Осуществляется данное действие в три этапа: подготовка, проверка и заключение. На первом этапе прокурор определяет поле задач: изучение ранее полученных сведений, основания, круг вопросов и лиц, участвующих в проверке. Если руководитель организации не отказывается от сотрудничества, то его можно и предупредить перед началом проведения данного действия.

Как проводится прокурорская проверка по жалобе гражданина на втором этапе? Это, собственно, сама процедура. Руководитель должен сопровождать лично или выделить помощника для прокурора. При необходимости прокурор назначает экспертизы, проводит беседы, ревизии и снимает копии с документов.

На заключительном этапе составляется акт, в котором указываются результаты проверочных действий. Если обнаружены нарушения, то докладывается об этом руководству, параллельно результаты передаются в компетенцию контролирующих органов. В дальнейшем прокурор следит за исполнением актов. В этом плане он может не ограничиваться отчетами руководства, а пустить в ход свои методы.

Существует три вида проверок:

  • выездная;
  • не выездная;
  • по факту жалобы.

Сроки осуществления мероприятия

Обратите внимание! Законно отведенный срок проверки составляет 30 дней. Если в течение этого отрезка времени проверяющие лица приостанавливали процесс, то эти дни в срок отсчета не включаются. Если в отведенное время проверочные мероприятия не достигли своих целей, то прокурор или его заместитель имеют полномочие продлить срок еще на 30 дней.

Ответ на представление прокуратуры об устранении нарушений — образец

Следует разъяснить срок проверки и его особенности. В течение срока прокурор имеет полное право:

  • допрашивать сотрудников учреждения или других причастных к организации лиц. Допрос может происходить путем вызова в прокуратуру или в стенах проверяемой организации;
  • сотрудники обязаны обеспечить беспрепятственный вход или осмотр здания/территории и других помещений, относящихся к проверяемой организации;
  • на полный доступ ко всем видам документов, включая бухгалтерские. Подлинники или копии нужных документов должны предоставляться по первому требованию прокурора;
  • если возникают вопросы узко специализированного характера, то могут быть вовлечены специалисты организации. Руководство должно обеспечить их явку по требованию.

Обратите внимание! Есть ограничение по срокам, в течение которых необходимо предоставить запрашиваемые прокурором данные и документы – 2 дня. Если полученные материалы не требуют проведения экспертизы и не служат вещественными доказательствами на суде, то после проверки возвращаются в организацию.

Что проверяет прокуратура в организации и порядок проведения

Сфера компетенции прокуратуры регламентирована статьей 2 «Закона о прокуратуре». Согласно ей, прокуратура имеет право:

  • проверять исполнение законов и нормативных актов в государственных, частных коммерческих, некоммерческих структурах;
  • проверять соблюдение прав и свобод личности в данных секторах;
  • контролировать исполнение законов в области оперативно-розыскной деятельности и следствия;
  • контролировать деятельность судебных приставов;
  • проверять деятельность и правовую оценку органов исполнения наказания;
  • осуществлять правовую оценку в области уголовного права и судебной практики;
  • проверять деятельность правоохранительных органов в борьбе и профилактике с преступностью;
  • осуществлять надзор над возбуждением дел административного характера и их расследования.

Ответ на запрос прокуратуры о предоставлении информации — образец

Согласование порядка воздействия между этими органами и действиями прокуратуры описаны в статье 3 вышеназванного закона. Согласно ей, прокурор имеет право участвовать в судебных заседаниях любой инстанции, включая арбитражный. Функции прокурора в данном случае – проверить судопроизводство и опротестовывать незаконно принятые решения.

Важно! Прокурор не может заменить другие государственные органы. Он участвует на заседаниях только если поступала информация о незаконных действиях судебных органов.

Другой вопрос – может ли прокуратура проводить проверки без предупреждения или должен соблюдаться определенный порядок? Ответы далее.

Может ли прокуратура проводить проверки внепланово и без предупреждения

Как уже говорилось, регламента прокурорских проверок не существует. Прокурор не обязан выписывать предостережение и может прийти в любой момент с целью проверочного действия. Так что внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения – дело обычное.  Закон обязует прокуроров реагировать на каждую жалобу по факту ее поступления.

Жалобы могут поступать от:

  • недовольных клиентов;
  • партнеров по бизнесу и контрагентов;
  • правоохранительных органов;
  • анонимны источников;
  • публикации в СМИ материалов с упоминанием той или иной организации.

Важно! Независимо от причин, любая организация или производство имеют право знать основание для проверки. В этих целях нужно написать письменное обращение в прокуратуру. Точно также, если проверка была проведена без законных на то оснований, ее можно обжаловать.

Основания для проверок указаны в ФЗ «О прокуратуре». Вдобавок к нему есть еще Приказ ГП от 2007 года, который исключает некоторые виды правонарушений из компетенции прокуратуры в пользу других ответственных органов.

Например, это:

  • подозрение в экстремистской деятельности;
  • в действиях, угрожающих национальной безопасности;
  • нарушения миграционного характера и т.д.

Иными словами, прокурор не может заниматься нарушениями, если они не входят в перечень его законной компетенции. Но он имеет полное право подмечать все факты нарушения в любом аспекте деятельности компании и передавать сведения на разбирательство ответственным органам. Например, если прокурор заметил нарушения Трудового Кодекса, то сообщит об этом в инспекцию труда.

Руководитель может сотрудничать с прокурором

Итоги проведения проверки прокуратурой

Проверка покажет, были ли правонарушения в деятельности организации или нет. В ходе этого действия могут быть обнаружены нарушения в различных сферах. Например, задолженность компании перед сотрудниками, нарушение норм и правил природопользования или неправильное начисление налогов.

Конкретного регламента для проверок не существует. С этой точки зрения у субъектов права почти нет возможности повлиять на ход мероприятия. Если проверка выявила нарушения, то прокурор осуществит один из следующих видов процедур:

  • в случае выявления нарушений в Трудовом, Гражданском Кодексе или других нормативных документов, защищающих права и свободы личности, составляется протест, направленный на устранение нарушений в законном порядке;
  • если обнаружено серьезное нарушение, причинившее вред государству или другим лицам, формируется постановление о возбуждении административного дела;
  • замечание в письменной форме о недопустимости подобных фактов правонарушений.

Другой резонный вопрос – как отслеживается законность действий или кто проверяет прокуратуру? Специального надзорного органа над прокуратурой нет, но сама система построена вертикально: вышестоящие органы проверяют нижестоящие.

Деятельность прокуратуры по защите прав граждан и их примеры можно регулярно наблюдать в СМИ. Обычно после публикаций или жалобы следуют проверки и выясняются подробности многих фактов.

Источник: https://shtrafsud.ru/dokumenty/proverki-prokuratury.html

Внеплановые проверки по охране труда. Поводов стало больше!

Внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

16.02.2018 в 14:34

31 декабря 2017 г. был подписан Федеральный закон № 520-ФЗ, который вступил в действие в январе 2018г.

Согласно новым изменениям трудовая инспекция теперь может осуществлять внеплановые проверки, опираясь на заявление любого человека, организации или публикацию в средствах массовой информации.

Достаточно им лишь узнать, что возможно кто-то не заключил трудовой договор или заменил его договором на оказание услуг, или вообще принуждает сотрудников к открытию ИП.

В таком случае работодателя ждет внезапная внеплановая проверка, и при подтверждении подозрений – штраф в размере десятков тысяч рублей. Это значительно повышает защищённость работников в области трудового права. И ставить под большие риски организации работающие без заключения трудовых договоров с сотрудниками.

До сих пор работодателю грозила проверка только в случае угрозы жизни и здоровью работников предприятия либо в случае обращения оформленного работника с заявлением. С жалобой теперь может обратиться любой сотрудник, что может негативно отразиться на бизнесе.

Как было раньше?

Безусловно плановые и внеплановые проверки трудовой инспекцией существовали и раньше.

Подробнее о внеплановых проверках можно узнать в статье 360 ТК РФ.

Но не каждая жалоба могла стать причиной проверки без предупреждения. Согласно стандартной процедуре работодатель должен быть предупрежден за сутки даже в случае внеплановой проверки. Помимо этого, необходимо согласовать такую проверку в прокуратуре, получив соответствующее разрешение. При отсутствии достаточных оснований прокуратура могла и не разрешить подобную проверку.

Достаточным поводом для внеплановой проверки являлись:

  • Угроза жизни и здоровью работника;
  • Невыплата либо задержка выплаты заработной платы;
  • Обращение работника о защите прав.

К примеру, внезапно проверить организацию можно было в случае нарушений правил охраны труда вплоть до угрозы здоровью сотрудника.

Не выдаете спецодежду работникам, не проводите инструктаж – ждите внеплановую проверку.

Или вдруг в газете написали, что уже несколько месяцев на заводе задерживают зарплату, а работники запуганы и не обращаются сами. Трудовая инспекция должна сразу проверить эту информацию внезапным визитом.

Что изменилось?

С 2018 года трудовой инспекции достаточно обращения любого гражданина с жалобой, чтобы провести внеплановую проверку работодателя. При этом уже нет необходимости согласовывать эту проверку с прокуратурой или предупреждать работодателя за сутки.

Одними из самых распространенных нарушений трудового законодательства являются:

  • Принуждение к оформлению ИП – когда хозяин магазина, например, просит своих продавцов открыть ИП, а затем заключает с ними договор на оказание услуг. В результате продавцы, работая в этом же магазине, самостоятельно оплачивают взносы и налоги за себя. При этом они не защищены от давления со стороны владельца магазина, который может их уволить, не давать отпуск, не оплачивать больничный и т.п. В свете новых законов, такой работник может пожаловаться в трудовую инспекцию, и тогда будет произведена внеплановая проверка.
  • Заключение гражданско — правового договора – зачастую принято оформлять сотрудников по гражданско-правовым договорам, как физических лиц, оказывающих услуги. Фирма сама оплачивает страховые взносы за этих сотрудников и удерживает НДФЛ. Такой подход в рамках закона, но, тем не менее, данные сотрудники фактически являются штатными, а работодатель пытается экономить на взносах в соцстрах и не соблюдать трудовые права. В результате такой работник не защищен. Например, он получил травму во время работы (перелом ноги при поездке на переговоры), но больничные и компенсация ему не положены, т.к. нет трудового договора. Или сотрудница захочет оформить отпуск или декрет, а работодатель против и может уволить её, оставив без выплат. При гражданско-правовом договоре директор может просто расторгнуть договор и заключить его с другим работником.

Раньше за время оформления жалобы, согласования с прокуратурой, организация могла подготовиться к визиту трудовой инспекции. Да и прокуратура могла отказать во внеплановой проверке, т.к. принимала во внимание и интересы бизнеса.

Теперь наступили другие времена, когда любая жалоба должна быть рассмотрена, и проведена проверка. И не важно, оформлен ли этот сотрудник, или он действует по гражданско-правовому договору или как ИП, а может вообще жалоба поступила от сочувствующего стороннего наблюдателя и борца за справедливость.

Разве проверка не должна быть по графику?

Определенный график проверок существует только для плановых проверок. Внеплановые же проверки могут выполняться в любое время, таким образом, изменения законодательства коснулись именно внеплановых визитов трудовой инспекции.

Неужели о проверке не предупредят? Должны ведь по закону.

О любой плановой проверке трудовая инспекция обязана предупредить заранее. Что касается внеплановых выездов, то согласно трудовому кодексу, запрещено предупреждать о такой проверке работодателя.

В случае любого подозрения о нарушении трудового законодательства проверка начнется незамедлительно, без графиков и предупреждений.

Инспекторы могут прийти в любой офис и начать выполнять действия, которые они должны произвести в соответствии с законом.

Возможно, вы, начитавшись правил поведения в такой ситуации, уверены в своей готовности во всеоружии встретить комиссию, найти в её документах ошибки, не пустить их на порог и дождаться адвоката.

Но обычно все происходит по другому сценарию: документы трудового инспектора оказываются в порядке, работодатель теряется, и все идет не по плану.

Поэтому если вы действительно допускали нарушения в своей деятельности, то лучше подписать акт, признавая свою вину, и исправить ситуацию.

Для дополнительной страховки конечно можно заранее подыскать себе грамотного специалиста и держать его телефон поблизости.

Что будет за незаключение трудовых договоров?

За подобное нарушение накладывается штраф в размере до десяти тысяч рублей для ИП и до 100 тыс. рублей для организации. При этом такой штраф накладывается за каждый незаключённый договор, т.е. если вы не заключили 3 договора, то будет наложено 3 штрафа. Руководитель организации также будет наказан согласно ст. 5 27 КоАП.

Если у работника будут еще проблемы с гражданством, то штраф может достигать 500 000 рублей.

Помимо наложения штрафа будут вынесены предписания о необходимости заключения трудовых договоров.

При этом сроком начала действия договора будет признана дата начала работы сотрудника, а не день проведения проверки.

За весь этот период организация должна будет произвести все обязательные отчисления в пенсионный фонд и налоговую инспекцию.

Таким образом за трёх работников доначисления налогов и взносов за год составит около 150 000 рублей.

Как доказать, что договор не трудовой? Теперь нельзя работать с ИП или физлицами? Всех нужно оформлять по ТК?

Такие изменения трудового законодательства совсем не значат, что надо сразу со всеми заключать трудовой договор. Такой договор заключается только с теми, с кем действительно состоят в трудовых отношениях.

При этом любая организация может работать и с ИП, и с физическими лицами по гражданско-правовым договорам, заключая соответствующий договор.

И ни одна инспекция не найдет в этом нарушений, если все оформлять грамотно.

Важно четко понимать те признаки, из которых следует, что необходимо заключать именно трудовой договор.

Такие признаки были даны в рекомендациях ФСС довольно давно, но не утратили своей актуальности:

  •         Работник занимает конкретную должность;
  •         Оплата осуществляется за процесс труда, а не за результат;
  •         Выплачивается оклад, премии и надбавки;
  •         Есть гарантированные условия труда;
  •         Установлены льготы компенсации;
  •         Определены правила внутреннего трудового распорядка.

Наличие одного признака не является доказательством наличия трудовых отношений. Указанные признаки будут изучаться инспекцией в совокупности, анализу будут подвергнуты как документы, так и реальные отношения. При этом важно учесть наличие приоритета трудового договора в области трудового законодательства, т.е. любые сомнения будут толковаться в пользу работника.

Поэтому если вы понимаете, что ваши взаимоотношения с сотрудниками действительно лежат в рамках трудовых отношений, то лучше оформить все соответствующим образом, чтобы избежать внеплановых проверок и последующих штрафов.

Источник: https://vsr63.ru/blog/vneplanovye-proverki-po-oxrane-truda-povodov-stalo-bolshe/admin

Прокурорская проверка

Внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Вместо эпиграфа приведу выдержку из Указа Петра I «О должности Генерал-прокурора»: «И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных».

Прокурорская проверка. Эти слова зачастую заставляют насторожиться не только представителей предпринимательства, но и работников государственных органов, органов местного самоуправления и прочих учреждений и организаций.

Давайте разберём, что же такое «прокурорская проверка», какими полномочиями обладают прокурорские работники, и самое главное – где пределы этих полномочий.

Под прокурорской проверкой следует понимать проверку исполнения законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями, проводимую органами прокуратуры.

Основанием для проведения проверки является информация о фактах нарушения законов, требующая принятия мер прокурором.

Поводом для проведения проверки может служить обращение гражданина, сообщение в СМИ, материалы гражданских, уголовных дел, дел об административных правонарушениях.

Под предметом проверки необходимо понимать то, что, собственно говоря, проверяется и за какой период времени.

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон) относит к подведомственности прокуратуры всё то, что не входит в компетенцию специальных контролирующих органов.

В Законе прямо указано: «При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы». Проверяемый период законодательно не установлен, однако следует руководствоваться принципами разумности и правовой определённости

Полномочия прокурора приведены в п. 1 ст. 22 Закона:

— по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и учреждений;

— иметь доступ к их документам и материалам;

— требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, а также выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

— вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Под прокурорами, которые вправе проводить проверки и осуществлять предусмотренные Законом полномочия, понимаются прокуроры, их заместители и помощники.

При проведении проверки должны быть исключено истребование излишних материалов, документов и сведений, которые могут быть получены прокурорами непосредственно в ходе проверки с выходом на место, не допускаться факты возложения на представителей проверяемых организаций обязанностей по предоставлению сведений, не относящихся к предмету проверки либо выходящих за её пределы, а также не предусмотренных законодательством о статистических данных. Сроки предоставления документов прокурорским работникам должны быть разумными, требования к форме и содержанию таких документов чёткими и понятными.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации сроки проверки проведения прокурорской проверки Законом не установлены, однако эти сроки не могут превышать сроков, установленных Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приёма граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 № 45).

Поскольку основаниями для проведения проверки являются сообщения о допущенных нарушениях, поступившие из СМИ, от граждан, должностных лиц и пр., то на их рассмотрение и проверку отводится 30 дней со дня из регистрации. В исключительных случаях срок разрешения обращений продлевается прокурором либо его заместителем, но не более чем на 30 дней.

Прокурорская проверка может не выявить нарушений в работе учреждения. В случае же выявления нарушений прокурор вправе:

— внести представление с требованием устранить нарушение;

— внести предостережение о недопустимости нарушений;

— обратиться в суд с иском о ликвидации общественного объединения, а в случае нарушения антиэкстремистского законодательства приостановить деятельность общественного объединения.

Если в ходе проверки будут выявлены иные нарушения, не связанные с основаниями начала проверки и они будут содержать признаки административного правонарушения или преступления, то прокуратурой будут реализованы полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении либо соответствующие материалы будут в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Новый порядок проведения прокурорской проверки

Под прокурором в данном случае понимаются прокуроры либо его заместители. Помощник прокурора вправе вынести лишь постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Универсальной схемы действий в случае проведения прокурорской проверки не существует. Однако можно выделить моменты, на которых следует заострить внимание, чтобы в последующем грамотно обосновать свою правовую позицию.

Прокурорский работник обязан предъявить удостоверение и хотя бы устно (что вполне допустимо) разъяснить предмет проверки.

Если он забыл это сделать, следует напомнить об этом письменно, кроме того, можно запросить документ, на основании которого проводится проверка, сославшись на Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.

2000 N 3-П, благодаря которому в Закон внесены изменения, предусматривающие возможность ознакомления с материалами проверки (старая редакция это запрещала с размытыми оговорками).

Если проверяющий запрашивает документы, которые не относятся по Вашему мнению к предмету проверки или его компетенции, то можно предоставить эти документы (разумеется получив письменное подтверждение данного факта) и обжаловать эти действия вышестоящему прокурору или в суд. Либо отказаться предоставлять эти документы, но тогда быть готовым доказать незаконность этих требований, чтобы избежать привлечения к административной ответственности за неисполнение законных требований прокурора.

https://www.youtube.com/watch?v=8oYpvn1WCRc

В случае, когда прокурор просит предоставить неопределённый перечень документов за весьма продолжительный период времени, следует потребовать конкретизировать список запрашиваемых документов, разъяснив при этом, что требования представителя власти должны быть понятны и исполнимы. Письменный отказ с указанием причин направить в прокуратуру, отметив, что Вы готовы предоставить все необходимые документы после уточнения их перечня.

Любой отказ в предоставлении прокурору информации, документов либо наоборот факт передачи каких-либо материалов должны быть письменно зафиксированы.

Если же проверяющий прокурорский работник желает опросить кого-либо из представителей организации, то своим работникам необходимо разъяснить, что по смыслу статьи 51 Конституции РФ давать объяснения – это право, а не обязанность.

После окончания проверки в течение месяца при выявлении нарушений прокурор может направить в Ваш адрес представление либо предостережение.

При получении одного из указанных актов прокурорского реагирования, если Вы согласны с выявленными нарушениями, необходимо устранить их и в течение месяца сообщить прокурору о результатах.

Если Вы не согласны с представлением (предостережением), нужно обжаловать их в суд в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Заявление об оспаривании акта прокурорского реагирования необходимо подать в суд в течение трёх месяцев со дня его получения (ст. 256 ГПК РФ).

Обжалование действий прокурора вышестоящему должностному лицу может не принести желаемого результата, кроме того, ожидая ответа можно пропустить предусмотренный законом срок для обращения в суд.

Источник: https://berkutgun.ru/prokurorskaja-proverka/

Внеплановая проверка Роспотребнадзора | основания 2019

Внеплановая проверка прокуратуры без предупреждения. Возможна ли проверка организации по жалобе работника

Внеплановая проверка Роспотребнадзора – всегда серьезное испытание для предпринимателя. Какие права при этом есть у проверяемого, и на что ему следует обратить первоочередное внимание, расскажет наша статья.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора – в каких случаях проводится

В полномочия Роспотребнадзора входит контроль санитарно-эпидемиологической обстановки:

  • в точках общепита (кафе, рестораны, столовые);
  • на любых производственных предприятиях, имеющих отношение к продовольственным товарам и не только (условия работы, состояние помещений);
  • при разработке строительных схем, во время строительства.

Внеплановые проверки бывают 2 видов – документарные и выездные. Документарные проводятся на территории Роспотребнадзора, а выездные – непосредственно на предприятии.

Если задачей является проверка выполнения предписания, то инспекторы могут изучать в ходе процедуры лишь то, что касается этого вопроса, и не более.

Если в процессе проверки будут обнаружены новые правонарушения, это означает, что в прошлый раз она проведена недостаточно тщательно. Инспектор обязан сообщить об обнаруженном нарушении своему руководству, но в ходе текущего внепланового контроля выносить новое постановление он не имеет права, для этого должна быть назначена другая проверка.

Основания для проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

Внеплановые проверки Роспотребнадзора проводятся в следующих случаях:

  • истечение срока выполнения полученного предпринимателем предписания об устранении замечаний, найденных во время плановой проверки;
  • обращение (заявление) граждан, организаций, ИП, органов исполнительной власти;
  • нанесение в ходе производственной деятельности предприятия ущерба жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, например, при эпидемии инфекционного кишечного заболевания будут проверены предприятия общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства и т.п.;
  • нарушение прав потребителей (по обращениям-жалобам граждан).

Порядок проведения внеплановой проверки Роспотребнадзором

Внеплановая проверка проводится по постановлению. Чек-листы при этом не применяются. Их правомерно использовать только во время плановой инспекции.

внимание

Срок проведения документарной и выездной формы не может превышать 20 рабочих дней.

Во время проверочных мероприятий учитывают режим работы проверяемых лиц.

Документарные проверки Роспотребнадзор проводит на своей территории. В постановлении дается требуемый перечень документов. Организация-объект привозит их инспектору в виде заверенных простым способом копий. Нотариальное заверение не требуется. Также по согласованию с инспектором можно предоставлять документацию в оцифрованном виде посредством электронной почты.

Запрещено требовать от предпринимателя документы, не относящиеся к предмету проверки.

Если проверяется проведение производственного контроля, инспектор не имеет права запрашивать копию заключительного акта о медосмотре, потому что он должен запросить эти данные в медорганизации.

Ведь согласно приказу № 302н именно медицинская организация, а не работодатель, обязана предоставить копию этого документа в территориальное управление РПН.

Внеплановая выездная проверка Роспотребнадзора

Если в ходе документарной проверки РПН выявит ошибки, противоречия или нарушения, он потребует от организации представить пояснения в письменной форме в течение 10 рабочих дней. Если и после этого у инспектора останутся сомнения в достоверности данных, он вправе провести выездной контроль.

Во время всего процесса должен присутствовать руководитель или уполномоченный представитель организации. Уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов своего работодателя, которая передается инспектору.

И плановые, и внеплановые проверки Роспотребнадзора начинаются с предоставления инспектором служебного удостоверения и ознакомления уполномоченного представителя с его правами и обязанностями согласно 294-ФЗ.

Проверяемый должен получить распоряжение о выездной проверке с указанием её предмета, а также информацию о полномочиях инспектирующих. Лица, не перечисленные в распоряжении, не вправе присутствовать во время процедуры.

Это касается и привлекаемых экспертов.

Принимающая сторона обязана обеспечить доступ проверяющих на территорию, в помещения, здания, сооружения, к оборудованию, транспортным средствам, размещенным грузам и готовой продукции, к сырью и т.п., указанным в распоряжении.

Худшим вариантом будет закрыть доступ на какой-либо из объектов (склад, помещение и т.п.). Это будет расцениваться как ограничение доступа инспекторов к предмету проверки. Поэтому оказывайте инспектору всестороннее содействие, давайте необходимые пояснения, открывайте перед ним все двери, чтобы у него не возникало никаких сомнений.

Чистосердечное признание своей вины (при ее наличии) способно помочь если не снизить сумму штрафа, то получить консультацию инспектора по наиболее оптимальному выходу из сложившейся ситуации.

Если же вы считаете претензии надзорных органов необоснованными, лучше обжаловать их действия в суде, чем препятствовать законной деятельности. Суд вправе наполовину снизить штраф, если работодатель докажет малозначительность правонарушения.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора в 2019 году

В 2019 году порядок внеплановых проверок РПН не меняется. Применение чек-листов для внеплановых проверок не регламентировано, следовательно, нужно руководствоваться 294-ФЗ.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора без предупреждения – законно ли это?

Уведомление за 24 часа до начала не будет выдаваться в том случае, если в действиях проверяемого ИП или юридического лица содержится угроза жизни людей, здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия и безопасности государства.

Поэтому если на вас напишут жалобу, что вы подпольно продаете контрафактную водку, никто не будет вас предупреждать за сутки по телефону или электронным письмом. Инспектор придет внезапно и проведет проверку по факту жалобы.

Должен ли Роспотребнадзор предупреждать о внеплановой проверке

важно

РПН не обязан предупреждать о проведении внеплановой проверки.

Проверка потому и называется внеплановой, что для ее проведения не требуется составлять график на год вперед и публиковать его на сайте. Это внезапное мероприятие, призванное на месте определить фактическое состояние дел по соблюдению санитарного законодательства РФ.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора по жалобе

Внеплановая проверка по жалобам граждан чаще всего проводится в сфере розничной торговли, общественного питания, а также при оказании бытовых услуг (парикмахерские, салоны красоты и т.п.).

Гражданин обращается в окно приема заявлений и обращений в территориальном управлении Роспотребнадзора, а также может направить заявление по электронной почте или позвонить по телефону горячей линии.

Попробуйте совершенно бесплатно Систему Охрана труда

  • Готовые решения по действующему законодательству
  • Более 3 000 заполненных шаблонов
  • Возможность задать вопрос в экспертную поддержку

Обращение фиксируется, сведения проверяются, уточняются, гражданин вызывается в соответствующий отдел контрольно-надзорной деятельности для дачи показаний.

В качестве доказательств ненадлежащего оказания услуг принимаются фото и видеосъемка, письменные пояснения, кассовые чеки, рекламные листовки и другие наглядные подтверждения, которые покажут, что обращение является обоснованным, а не простым сведением счетов, например.

Анонимные обращения не принимаются. Если гражданин решил пожаловаться на действия или бездействия предпринимателей, он обязан предоставить в отдел надзорно-контрольной деятельности свои персональные данные. При этом у него есть право написать заявление с просьбой об изъятии его персональных данных из документов, являющихся основанием для проверки.

пример

Некая косметологическая компания проводила диагностику состояния кожи. Сотрудники фирмы ловко убеждали клиентов в наличии дерматологических проблем, обещали улучшение в течение десяти процедур и продавали чемоданы с косметикой и сертификаты на косметологические услуги в кредит в партнерстве с коммерческим банком. Сумма чека на услуги начиналась от 60 000 рублей.

Жертвы недобросовестных косметологов написали в Роспотребнадзор жалобы, в которых ссылались на недостаточную информацию об услуге и о возможных аллергических реакциях, на отсутствие данных о сертификации и калибровке диагностических приборов, а также высказывали сомнения в наличии российских дипломов о медицинском среднем или высшем образовании у персонала.

Все обращения пострадавших были рассмотрены ТУ Роспотребнадзора, кредитные договора были расторгнуты, а пострадавшие смогли вернуть фирме чемоданы с ненужной им косметикой. Банк-кредитор также получил предупреждение о ненадлежащем оказании услуг.

Роспотребнадзор – внеплановая проверка ИП

Процедуры проверок индивидуального предпринимателя и юридического лица отличаются количеством часов. Проверка не должна быть более пятидесяти часов в год для малых предприятий, и 15 часов – для микропредприятий. Это указано в пунктах 16, 18 Административного регламента. Микропредприятием считается в том числе и ИП с количеством работающих до 15 человек.

При этом инспектор обязательно учитывает эти часы, совмещая их с часами работы объекта проверки. Продление процедуры производится по решению руководителя территориального управления РПН при наличии обоснований, причем на этот же срок.

Внеплановая проверка Роспотребнадзора новогодняя

Внеплановая проверка в предпраздничный период может быть инициирована органами местного самоуправления.

пример

Если управа района обратится с такой инициативой в территориальное управление РПН, то выпускается приказ на проведение внеплановой проверки, например, елочных базаров или пунктов продажи бенгальских огней.

Объекты будут предупреждены о приходе инспектора за 24 часа (за сутки). При этом предупреждение (уведомление) может поступить как на корпоративную электронную почту, так и по телефону. Уведомления о получении информации о проверке в этом случае закон № 294-ФЗ не требует.

Как часто Роспотребнадзор может проводить внеплановые проверки

Внеплановая проверка может быть проведена по каждому обращению граждан. Предпринимателю важно помнить о том, что повторное правонарушение по КоАП наказывается строго.

Наиболее тяжелым последствием будет, конечно, дисквалификация по решению суда или закрытие предприятия на 90 суток. Дисквалифицировать руководителя и должностных лиц вправе только судья, а вот закрыть завод или магазин может проверяющий инспектор. При этом предприятие не освобождается от уплаты административного штрафа и обязанности выполнить предписание.

Источник: https://www.trudohrana.ru/article/102810-qqq-16-m8-22-08-2016-chto-proveryaet-rospotrebnadzor

Граждан вопрос
Добавить комментарий